Культура

Почему Ромео из фильма «В бой идут одни «старики» хотел отказаться от главной роли своей жизни

Рустам Сагдуллаев Фото: Юрий Ходзицкий

Культовой картине почти 50 лет, но она до сих пор не сходит с экранов. Даже попала в Книгу рекордов Гиннесса по количеству зрите

Знаменитый советский артист Леонид Быков в качестве режиссера, песни, ушедшие в народ, жизнь и судьба молодых летчиков, которых так убедительно сыграл звездный актерский состав киноленты. Естественно, что романтичный Ромео из кинокартины в исполнении Рустама Сагдуллаева полюбился многим. Актер дал эксклюзивное интервью «КН».

– Как вы считаете, в чем секрет популярности этой кинодрамы?

– Убежден, это феномен Леонида Быкова. Такие люди рождаются один раз в тысячу лет. То, что он смог сделать на съемочной площадке, мало кому из режиссеров под силу. Он участвовал в написании сценария, консультировался с прославленными летчиками, старался опираться на реальные события. Начиная от поющей эскадрильи, которая в свое время произвела впечатление на маленького Леню Быкова. Да и идею с нотами на фюзеляже Маэстро позаимствовали у настоящего командира эскадрильи Василия Емельяненко – тот до войны учился в Московской консерватории. И заканчивая знаменитыми фразами: «Махнул не глядя!», «Я бы, товарищ командир, еще больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех их распугали» – и привычкой механика крестить самолеты перед вылетом.

История Кузнечика тоже настоящая. В начале войны в биографии знаменитого летчика Виталия Попкова, дважды Героя Советского Союза, был такой факт. Когда внезапно налетел вражеский истребитель, все бросились врассыпную. Один Попков, прозванный тогда Кузнечиком, не растерялся и на первом попавшемся самолете взлетел и сбил врага. После заслужил звание «старика». С особым пиететом Быков собирал такие случаи.

И ему удалось главное: он передал в фильме атмосферу войны. Критики потом возражали: «Одни песни, и где тут Великая Отечественная?» А настоящие ветераны сказали, что вот такой война и была. Многие узнавали в наших героях своих однополчан, друзей, командиров. Показана в картине и смерть. Например, эпизод с уходом Смуглянки. Но жизнь продолжалась: приходили новые летчики – «желторотики», обученные только взлету и посадке. И Леонид Федорович это передал – с песней, с юмором. Сколько бы ни смотрел этот фильм, он смотрится.

– Как вам работалось с Леонидом Быковым?

– Замечательно. До этих съемок я очень любил его как актера. А когда узнал, что он приглашает меня сняться в своем кино, у меня аж дыхание перехватило от счастья. Но вот дилемма: на тот момент я был занят в другой картине на «Узбекфильме». И тогда режиссер Равиль Батыров пошел навстречу и отпустил меня к Быкову – Леонида Федоровича все любили. Кстати, если заметили, в «Стариках» я все время в летном шлеме – это потому, что у меня были длинные волосы. Такая шевелюра нужна была для другой киноленты. Быков всегда был тактичным, спокойным, скромным. На площадке никогда ни на кого не повышал голос. Никогда! И эта атмосфера, мне кажется, чувствуется, когда смотришь фильм, – доброта, душевность передаются через экран…

Вы знаете, а я ведь решил уехать в самый разгар съемок.

– Что произошло?

– Я случайно увидел часть отснятого Быковым материала. И так я сам себе не понравился – жуть. На экране очень красиво смотрелись юная Женя Симонова, остальные ребята. А я на их фоне – вылитый бабай. Решил уехать – в слезах стал собираться домой. Леонид Федорович меня, конечно, остановил. Он мягко, по-отечески, со мной поговорил, добавив в конце: «Все будет хорошо. Веришь мне?» Я ответил: «Верю». Так и получилось. Было ощущение, что он всегда знал, кто ему нужен на ту или иную роль. А за Алексея Смирнова, который исполнил роль военного механика Макарыча, Быкову пришлось повоевать. Актера, сыгравшего простоватого тунеядца в «Приключениях Шурика», не хотел утверждать худсовет. А ведь Алексей Смирнов – единственный фронтовик из нас, кавалер трех орденов Славы. Во время войны он был разведчиком, в одиночку пленил 16 фашистов. Но этого киношникам было недостаточно.

Кадр из фильма. Рустам Сагдуллаев и Евгения Симонова

– Как же Быков добился его утверждения?

– Пошел на хитрость. В качестве кинопроб снял со Смирновым одну из последних сцен – помните, где Маэстро и Макарыч у памятника вспоминают однополчан? Смирнов смотрит в небо, не скрывая слез. Сильный эпизод. Он и растрогал членов худсовета. Между прочим, именно эти кадры и вошли в фильм. Смирнов отказался играть это во второй раз – сказал, что больше не выдержит – слишком тяжело. Кстати, есть тут и мистика. На финальных кадрах мы видим, как идет троица – Быков, затем Смирнов, последний – Кузнечик. Именно в таком порядке они потом ушли из жизни. Хотя в фильме они единственные, кто выжил.

– Вы рассказали о реальных историях, легших в основу сюжета фильма. А обратное было? К примеру, в киноленте ваш герой Ромео был влюблен в юную Машу, которую сыграла Евгения Симонова. Вам наверняка приписывали роман…

– Приписывали, конечно. Но ни о каких любовных отношениях не могло быть и речи. Женя училась на первом курсе Щукинского училища. Ей – 17 лет, мне – немногим больше. Мы были чисты и наивны. Один раз сходили на танцы, и все. А так, чуть есть свободное время – Женя книжки читает, к экзаменам готовится… Хотя с будущей женой Мариной я познакомился как раз на съемках. Но уже много позже – в 1987 году.

– Она актриса?

– Нет. Маришка – костюмер. Все началось с того, что она подшивала мне брюки для фильма. Причем они сели на меня идеально. А девчонки-швеи и пошутили, мол, где шоколадка? Я возьми и скажи: «Ей я могу и детей подарить». Потом увидел Марину уже на других съемках. И стал я ей записочки передавать через дочку своего друга. А она их даже не читала. Такого со мной еще не было! Мариша стала для меня настоящей загадкой. Месяц я за ней ухаживал, даже начал ей помогать таскать костюмы. Оказывается, она считала нас, актеров, сплошь бабниками. Но я ей доказал серьезность своих намерений. И подарил двух детей, сына и дочь, как обещал. Мы вместе более 30 лет. Нам с супругой даже дали медаль «За любовь и верность».

– Ваши дети имеют отношение к актерской профессии?

– Никакого! У меня нормальная семья (смеется). Поймите правильно, я люблю свою профессию. Горжусь своей ролью Ромео в фильме у Быкова. Но многие артисты, не только я, становятся заложниками одной роли. И режиссеры как один предлагают сыграть что-то подобное. Я, например, не так давно снялся в роли уже гражданского летчика в ленте «Большое небо». А когда сыграл предателя в фильме «Спецназ», в конце которого меня Балуев давит бронетранспортером, получил массу нелестных отзывов от зрителей: «Ты зачем такого негодяя изобразил? Да как ты мог?» И все. Меня даже перестали в такие картины приглашать. А у актера в сердце должен быть «неиссякаемый сундук» – мечты о принципиально новых ролях.