Жизнь сквозь объектив
Известному кубанскому фотографу Николаю Шумакову исполняется 70 лет.
О времени и о себе
Он всегда снимал историю. Сколько фотографий увидели свет благодаря его объективу и острому глазу – тысячи, сотни тысяч? Теперь уже и не сосчитаешь. Официальный трудовой стаж Николая Шумакова в должности фотографа – 30 лет, именно столько он проработал в Крайгосархиве в отделе аудиовизуальных документов и каждый день пополнял летопись края своими работами. Ни одно значимое для края мероприятие не обходилось без Шумакова – первые лица региона и страны, важные гости, поездки краевых делегаций за границу.
А если вести отсчет с самого начала, от первого робкого опыта фотографирования первым простеньким фотоаппаратом, то снимает Николай Шумаков больше полувека. В 15 лет за активную работу в добровольном пожарном обществе Колю Шумакова наградили подарком, который навсегда изменил его жизнь. Это сейчас, с высоты технического прогресса XXI века, можно снисходительно говорить, что фотоаппарат «Смена-8» был совсем уж незатейливым и шедевров с его помощью снять было нельзя. Но для мальчишек 60-х годов он открывал целый мир.
– Помню, в классе рядом с задней партой была вешалка с одеждой, – рассказал Николай Шумаков. – Спрячусь, бывало, за ней и снимаю прямо на уроке – учителей, одноклассников. И выгоняли, конечно, за такие вольности. Но зато сколько было потом восторгов, когда приносил в школу готовые отпечатанные фотографии!
Увлечение не отпускало и после школы. В армии встретился Николаю такой же увлеченный фотоделом лейтенант, и, когда сослуживцы засыпали после отбоя, они вместе отправлялись в фотолабораторию и часами проявляли, печатали. И тоже создавали фотолетопись родной части – именно здесь Шумаков впервые пробовал снимать первых лиц: в часть приезжал тогдашний главнокомандующий маршал Виктор Куликов.
Отслужив, Николай поступил в Кубанский государственный университет на юрфак. Но, видно, уже тогда чувствовал, что не быть ему юристом, – параллельно два года отучился на факультете общественных профессий и получил квалификацию кинооператора с правом самостоятельных съемок. И, конечно, продолжал снимать историю, теперь уже создавая фотолетопись университета. Заочно два года изучал фотодело в институте культуры им. Н. Крупской. И в конце концов, успев поработать художником в кинотеатре «Болгария» и директором в детском кинотеатре «Смена», в начале 90-х пришел в краевой архив на должность начальника лаборатории микрофотокопирования, чтобы остаться здесь на долгие годы.
Успеть за восемь секунд
Насколько богаче и ярче был бы наш краевой госархив, если бы с самого первого дня существования у него были такие постоянные авторы, как Николай Шумаков! Впрочем, это ведь даже не входило в его должностные обязанности: сотрудники архива должны всего лишь бережно сохранять то, что им передают, а не собирать исторические моменты здесь и сейчас. Сколько важных и значимых исторических моментов уже утеряно безвозвратно…
– Так сложилось, что мои снимки из «коридоров власти» всегда нравились, меня приглашали на все значимые мероприятия и аккредитовывали наравне с представителями средств массовой информации, – рассказал Николай Шумаков. – А я даже в самой скучной протокольной съемке пытался находить какие-то живые эмоции. Но никогда не любил «желтуху» – даже если попадало что-то случайно в кадр, эти снимки никогда не выходили за пределы моего кабинета. Тактичность и уважение ко всем без исключения людям, независимо от должностей, званий и регалий, – это главный жизненный принцип.
Однажды, вспоминает Николай, пришлось снимать Валентину Матвиенко – и она, как истинная женщина, почувствовала, что в какой-то момент съемки фотографии были сделаны не очень удачные. После мероприятия подошла, попросили фотографа внимательно пересмотреть кадры – и действительно, пару из них можно было удалить. Сделал это без всяких возражений: красота и эстетичность, по мнению мастера, порой значат гораздо больше, чем случайно схваченное мгновение «правды жизни».
А вот первые фотографии Николая Кондратенко в должности главы региона и хотелось бы переснять, да сам герой посчитал это несущественным:
– В первый рабочий день Николая Игнатовича я пришел в его кабинет очень рано, в половине седьмого утра. Он был уже погружен в работу и отрывисто бросил: «Тебе заняться нечем в такую рань?! Ладно, у тебя восемь секунд!» За восемь секунд я сделал серию из восьми фотографий и сразу ушел, потому что в приемной уже толпилось много людей с важными вопросами. И, только проявив пленку, заметил, что ворот на пиджаке у Кондратенко загнулся – а ведь тогда не было фотошопа, в котором можно все поправить! Но переснимать не стали – Николай Игнатович не придавал значения таким мелочам. Так и была эта фотография какое-то время главным официальным снимком главы администрации.
Он перешел дорогу Путину!
Ни пейзажные фото, ни постановочные съемки в студии никогда не приносили Николаю Шумакову такого удовольствия, как репортерская работа и фотопортреты. Именно поэтому долгие годы в качестве внештатного корреспондента он работал со многими местными газетами. Быть в гуще событий и снимать людей, пытаться передать их характеры через эмоции – это и есть настоящее счастье и творческая удача.
Ради хорошего кадра порой приходилось идти на многое. Например, казака и казачку, долгие годы являющихся визитной карточкой Краснодарского края, пришлось снимать в 30-градусный мороз: в помещении, на сцене Кубанского казачьего хора, никак не удавалось выставить свет, пришлось выходить во двор и проводить фотосессию там. К счастью, после этого никто не заболел. А во время одного из визитов президента Владимира Путина в Краснодарский край Николай Шумаков не пострадал разве что чудом.
– Я так увлекся работой и поиском наиболее удачного ракурса, что перебежал дорогу прямо перед идущей делегацией. Охрана среагировала мгновенно: меня так оттолкнули с дороги, что я отлетел прямо в толпу студентов – дело было на территории университета. Спасибо, те поймали, не дали упасть. И аппаратура не разбилась, – рассказал Николай Шумаков. – А вот во время визита на Кубань Черномырдина все обошлось не так благополучно: на съемке в аэропорту, видимо, сделал какое-то неосторожное движение, и охранники с автоматами тут же уложили меня лицом вниз. Руки-ноги целы остались, но новые джинсы разорвал, пришлось выбросить.
Главное, конечно, впереди
Сейчас, перебирая в памяти самые значимые и удачные фотографии своей жизни, Николай Шумаков вспоминает многое. Встречу с патриархом Алексием – пронзительные добрые глаза, как на иконах у святых, до сих пор глядят со старых снимков и поддерживают в самые трудные моменты. Знакомство и многолетнюю теплую дружбу с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором – он много раз становился героем репортажей, приглашал на свои службы и в поездки и благословил на издание еще одной фотокниги, которая скоро должна увидеть свет. Визит президента Бориса Ельцина, во время которого Николай Шумаков единственный из фотографов оказался совсем рядом при неожиданном подписании указа о казачестве и запечатлел событие во всех мельчайших подробностях.
И все же, как бы ни были важны для истории первые лица, самыми главными и дорогими для Николая Шумакова всегда остаются фотографии жены и дочерей. История семьи, которую фотограф снимает вот уже несколько десятилетий, гораздо важнее всех актеров, политиков и чиновников разных рангов. Именно с женой и дочерьми – самыми дорогими людьми – он планирует отпраздновать свой юбилей. Ведь, когда они рядом, сразу неважными кажутся все неурядицы большого мира. И появляется уверенность, что обязательно будут силы на новую работу – тысячи, а может, и сотни тысяч новых снимков.