В Краснодаре поставили спектакли по «казачьему Чехову»
Премьера по рассказам кубанского писателя Николая Канивецкого уже прошла в феврале в «Одном театре».
«Один театр» показал премьеру по рассказам кубанского писателя Николая Канивецкого. В Краснодарском театре драмы спектакль выйдет в апреле.
Николай Канивецкий – писатель и публицист конца XIX века, автор коротких рассказов о жизни кубанских казаков. Его персонажи говорят на балачке. Проза Канивецкого высоко ценилась профессиональными литераторами – ее поклонником был, например, Антон Чехов. Но из-за использования локального наречия, непонятного массовому читателю, Канивецкий так и не приобрел широкой известности.
Рассказы кубанского новеллиста впервые получили сценическое воплощение на фестивале «Александровская крепость», где стали темой театральной лаборатории. Краснодарские и московские режиссеры придумали и показали публике шесть эскизов – мини-спектаклей о жизни казаков по произведениям Канивецкого. Теперь самые удачные из них будут доработаны и включены в репертуар ведущих краснодарских театров.
Премьера первого спектакля – «Пахлава глупости» – состоялась 18 февраля в «Одном театре». Его поставила режиссер из Москвы, выпускница ГИТИСа Екатерина Петрова-Вербич. В основу сюжета легли рассказы «Контрабандный чай» и «Гуси с того света». Эскиз по этим новеллам был представлен на фестивале в жанре саунд-драмы. Выросший из него спектакль сохранил музыкальную составляющую и сопровождается живой игрой виолончели и ударных. Следующие показы пройдут 2 и 19 марта.
Спектакль в Краснодарском театре драмы объединит рассказы «На кладбище», «По станичному приговору» и «Лемишка». В виде эскиза он представлял собой сочетание жанров бытовой комедии, хоррора и народной песни. Премьера состоится в апреле на летней сцене театра. Режиссер - выпускница ГИТИСа Ирина Васильева.
- Интерес публики к тому, как аутентичный местный материал был представлен в театральной форме, убедил нас в том, что эскизы по творчеству Канивецкого необходимо переносить на настоящую сцену, вводить в репертуар краснодарских театров. Писателя не зря называли «казачьим Чеховым»: несмотря на постепенно устаревающую балачку и коренным образом изменившийся быт, его рассказы и сейчас воспринимаются легко и актуально, – рассказала куратор проекта, театральный критик Вера Сердечная.
Спектакли о жизни российского юга XIX века подготовлены при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» в продолжение работы по сохранению истории и культуры казачества. Куратором проекта помимо краснодарского театрального критика Веры Сердечной выступает московский театровед Олег Лоевский.