Расплескалась красота: на Тамани 14 художников из разных регионов подвели итог Первого всероссийского пленэра
Необычное мероприятие прошло на одном из крупнейших отечественных винодельческих предприятий полного цикла в поселке Сенном – группы компаний «Фанагория».
Палитра декалитров
Первый всероссийский пленэр «Вино родной земли» был посвящен красоте Таманского полуострова и здешних виноградников. Их возделывание, кстати, берет начало еще задолго до нашей эры. Факт доказан маститыми учеными.
Этот уголок нашего края – место особенное, воспетое русскими писателями, а уникальная природа запечатлена известными художниками. Совсем недавно здесь высадился десант живописцев. Мастера кисти побывали на виноградниках, у бочкарей, в цветущих полях, на пляже и даже в местной конюшне. Впечатления остались незабываемые. Некоторым, как удалось узнать, снились особенные сны, которые помогли в работе за мольбертом подобрать подходящую палитру, найти необычный ракурс.
В творческой акции участвовало 14 заслуженных художников России из разных регионов страны под руководством член-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, члена Союза художников России Ирины Рыбаковой.
В подвале знаменитой винодельни поселка Сенного – огромные ряды бочек из кавказского дуба собственного производства. На них закреплены картины художников. Большей частью это эскизы, предварительные наброски, фиксирующие основной авторский замысел. Они, возможно, станут базой или подспорьем в написании больших художественных полотен.
А еще в программе торжественного закрытия пленэра была мастерская флип-флоп. Каждый желающий без профессиональной подготовки мог нарисовать картину. Суть в том, что на холст особым способом уже нанесена основа изображения. Вам же остается только подобрать краски. При помощи специальной пленки снимаем ту часть краски, которая закрывает будущую картину… и вуаля – рисунок готов. На ярком цветном фоне.
Все краски в гости к нам
Когда живописца из Санкт-Петербурга Александру Ягодкину пригласили на пленэр, она представить не могла, как все замечательно пройдет. Саша с мужем уже бывала на юге России, а вот в Тамани – впервые.
Все картины писались на месте, на чистом воздухе в течение десяти дней. Подготовлены этюды, которые близки французской школе импрессионизма. Тонкие, но заметные мазки кисти и акцент на точное изображение света в его меняющихся качествах. Особое внимание – необычным ракурсам.
– Меня впечатлил домик Лермонтова в Тамани. Сейчас там дом-музей великого русского писателя. Расположен он на крутом берегу залива, у самого берега Азовского моря. Место необычайно живописное, – рассказала Александра.
Ее работа – динамичная композиция вне времени, будто все только что оставлено Михаилом Юрьевичем и он где-то рядом бродит в мрачной задумчивости.
– Полагаю, как приеду в Питер, смогу что-то досочинить и получится законченное произведение. Мне кажется, еще чего-то не хватает. Может, фигуры самого поэта?
Михаил Ефремов – художник из Костромы. На пленэр ездил каждый день по два раза.
– Поначалу очень тяжело шло, муза никак не посещала, – улыбнулся живописец. – Мне все не нравилось. Но потом как-то вечером посмотрел на свои эскизы – да, вроде и ничего получилось... Так постепенно находил в себе позитив. Когда нас с коллегами привезли в такой благодатный край, мы, как голодные дети Севера, просто впитывали этот дикий простор, эти запахи благоухающих цветов и разнотравья. Наверное, поэтому у меня были в первые дни завышенные требования к себе. Хотелось лучше выплеснуть всю впитанную красоту на холст.
Михаила удивило бондарное производство, которое открыто на территории винодельческого предприятия. Он нарисовал несколько этюдов. Рабочие сколачивают бочки…
– Были очень колоритные типажи. Ездил к бондарям несколько дней подряд, – делится впечатлениями художник. – Очень интересно было наблюдать, как появляется бочка. В сортировочном цеху тоже понравилось. Море впечатлило, но это естественно.
Красивая картина с маковым полем у Михаила. Будто бы это стихия такая, с волнами.
– Очень долго искали маки, но находили только несколько цветков. И только в самом конце пленэра нашли целые поля. Как вот есть ловцы бабочек, а мы были охотниками за этими удивительными цветами. Они на бабочек и похожи, – добавил Михаил Ефремов.
Красный маг
Петербуржца Алексея Иноземцева поразили в самое сердце виноградники. Они не похожи на другие в местах, где ранее он побывал. На Тамани насаждения виноградной лозы как бы широко залегают и в то же время со всех сторон обрамлены сопками.
– Аккуратные, камерные, я бы сказал, рисовабельные, – с восхищением рассказал Алексей. – В Крыму, в донском Цимлянске у виноградников другая перспектива и цветовые контуры иные. А еще понравилось бывать на конюшне. Как теперь без это жить?
Яркого солнца, по словам художника, было мало, но и дожди особо не беспокоили. Небо стояло все «молочное какое-то».
– Крепкий такой, сельскохозяйственный регион, все люди при деле, дома ухоженные, – продолжает мастер. – Кругом уют и трудолюбие. Всегда разные, очень красивые вечерние состояния таманской природы. На пляж ходили, там написал картину «Против света»… Куда бы ни приехал, все было очень чинно, по-деловому, никаких внештатных ситуаций, никакой чертовщинки…
Хотя известно многим, что Тамань – место мистическое, много легенд и загадочных историй с ним связано. Как уверяют художники, везде они встречали доброжелательных, оптимистично настроенных людей. Так что впечатления от пленэра позитивные.
Член-корреспондент Российской академии художеств Ирина Рыбакова рассказала, как возникла идея пригласить художников на пленэр. Это – заслуга руководства винодельческого предприятия в поселке Сенном и костромского краеведа Василия Митрофанова.
– Примерно год мы готовились, договаривались, – вспоминает подробности предварительной работы Ирина. – В итоге на пленэр собралось 14 художников.
Среди них есть как молодые живописцы, так и уже хорошо известные, с именами. Например, из Брянска приехал заслуженный художник России Евгений Фетисов, из Москвы – академик Российской академии художеств Ольга Тихонова. Ну и куда ж без молодежи? Краснодар, например, представил Петр Трегуб.
– Для меня было чудом увидеть цветущий мак, – поделилась впечатлениями Ирина Рыбакова. – Увидеть, как производится вино, это все равно, что подсмотреть за неким таинством. Это – сон на яву. Никогда в жизни не случалось столько приятных сюрпризов. Столько впечатлений.
Картины художников, участвовавших в Первом всероссийском пленэре, будут представлены на различных подразделениях винодельческого предприятия в поселке Сенном и пополнят коллекцию полезных инициатив. Так, начиная с этого года, ограниченные партии этикеток для вин премиальной серии будут создавать самые яркие и перспективные живописцы РФ.