Анна Агеева: «Забудьте все, что вы видели ранее»
Краснодарский Театр современного искусства в ближайшее время презентует зрителям уникальную постановку – пластический спектакль.
«Кубанские новости» побеседовали с художественным руководителем Анной Агеевой и узнали, что такое современное искусство, чем новый театр отличается от других и какую роль играет импровизация в спектаклях театра.
Мы ищем эмоции
– В Краснодаре появился новый театр – Театр современного искусства. Расскажите, чем он отличается от остальных?
– Ну, наверное, в первую очередь мы отличаемся тем, что мы совсем молодые, юные. Помимо этого, существенное отличие от других театров – наше творчество. Мы разговариваем со зрителем на языке танца. То есть у нас пластически-танцевальный театр.
– Как вы подбираете репертуар?
– Сразу отмечу, что этот сезон для нас будет стартовый, поэтому было очень важно правильно выбрать спектакль, постановку. Мы долго обсуждали с командой, что бы хотели продемонстрировать, и в процессе выяснилось, что нет единого понимания, что такое современное искусство, современный танец. И мы решили ответить на эти вопросы своей первой постановкой.
Во время первого спектакля мы выходим с артистами на сцену с этой проблематикой. Будем показывать, как человек не понимает сам себя, как ищет контакты с другими людьми. Затем по итогам первых постановок сделаем какие-то выводы и уже будем дальше работать.
– В обычном театре в основе любой постановки лежит произведение известного автора. А что легло в основу вашего пластического спектакля?
– Наверное, в основе будут чувства людей, эмоции. Мы с артистами в течение трех месяцев исследовали проблему контакта человека с самим собой, с другими людьми. Хочу отметить, что современный танец в принципе исследует проблематику актуальную – ту, которая сейчас существует у артиста или в мире в целом.
Это не значит, что мы будем отрицать какой-то репертуар на основе литературного произведения. Но на данный момент пока мы выбрали такой путь.
– Расскажите про артистов вашего театра. Как подбирали труппу?
– Начну с того, что я на протяжении 10 лет являлась руководителем танцевальной команды. Поэтому в труппе очень много артистов из моей компании. При этом они проходили кастинг наравне со всеми приглашенными на кастинг претендентами.
Пройти отбор и попасть в труппу было непросто. Помимо того, что ребята-танцовщики приходили и показывали заготовленный материал, мы ставили им задачи на импровизации. Для меня очень важно, чтобы артист умел показывать не заготовленные движения, которые он изучал в танцклассе, а проявлял свои чувства языком танца. Мы искали прежде всего единомышленников, танцоров, которые исследуют танец через импровизацию.
Есть чем удивить
– К чему стоит быть готовыми зрителям?
– К тому, что будем исследовать саму суть слова «контакт». Не скрою, что мы хотим удивить зрителя танцевальным шоу. Помимо сложной лексики и техники, будем удивляться сценографией, визуалом, красивыми костюмами, современной музыкой.
Вообще, я предпочитаю не рассказывать сюжет наперед. Должна быть интрига, чтобы зритель безо всяких ожиданий мог получить тот опыт, к которому он готов, который хочет получить в данную минуту.
– Анна, а как вы лично пришли в театр современного искусства? Каким был ваш путь?
– Знаете, я выросла за кулисами Дворца искусств «Премьера». У меня мама там работала. И я, четырехлетняя девочка, бегала там, видела репетиционный процесс. Тогда же, впервые увидев балет «Лебединое озеро», решила, что, когда вырасту, хочу стать главной «лебедью». Мама очень часто вспоминает эту историю.
Вот так я влюбилась в танец, и в 4 года меня отдали в хореографическое училище. К сожалению, я рано получила сложные травмы и поняла, что не смогу из-за этого стать профессиональной балериной. Но все равно продолжала существовать в танце, хотя и уже в роли хореографа. Я стала исследовать современный танец.
– Вы мечтали когда-нибудь возглавить собственный театр, стать режиссером?
– Нет, таких амбиций у меня не было. Просто я искренне любила свое дело. Мы много выступали, гастролировали. И в какой-то момент люди стали замечать нас, приглашать с гастролями.
– Кстати, я слышала, что вас приглашали в Москву и Санкт-Петербург. Чем вы там занимались?
– Ставила танцы. Например, был на телевидении танцевальный проект с Аллой Сигаловой на Первом канале. Также участвовала в «Танцах» на канале ТНТ. Меня туда приглашал хореограф Егор Дружинин. Были и другие интересные проекты.
– А не возникало желания остаться в столице?
– Вы знаете, мне часто задают этот вопрос. Было много предложений, но я всегда помнила, что моя команда, в которую я вложила много сил, находится в Краснодаре. На протяжении 10 лет я создавала по крупицам этот коллектив. И было четкое желание продолжать развиваться здесь – на родине. На данный момент я чувствую, что еще не все сказала и сделала, что хотела бы.
Про зрителей
– Сегодня в вашей жизни, очевидно, начинается новый большой этап. Вы чувствуете себя счастливой от этого?
– Я бы сказала иначе: чувствую большую ответственность. Ведь большие возможности – это всегда большая ответственность. Так что чувства счастья и удовлетворения я пока точно не испытываю.
– Насколько, по вашим ощущениям, в Краснодаре востребовано современное искусство, которым вы занимаетесь?
– Если говорить про массового зрителя, то думаю, что оно не востребовано. Все равно это «кулуарное» искусство. Потому что не было у него возможности проявлять себя на больших сценах. Мы существовали в рамках фестивалей. Чаще всего зритель – это человек, который в первую очередь интересуется танцем. Обычно это дети и подростки, которые занимаются танцами, либо их родители.
Поэтому сейчас мы для себя ставим просветительскую задачу. Мы, артисты, выходим на сцену, разговариваем на своем языке – языке современного танца. И мы хотим наладить со зрителями контакт, чтобы они нас понимали, а мы понимали их.
– Что бы вы сказали вашим зрителям?
– Я бы посоветовала, собираясь на современные постановки, забудьте все, что вы видели ранее, обязательно отложить весь свой предыдущий опыт от погружения в любое искусство. Потому что современное творчество уникально – оно затрагивает темы, актуальные на данный момент. Возможно, язык для вас покажется сложным или непонятным, но вы все равно постарайтесь открыть свое сердце и почувствовать то, что вам хотят сказать актеры.