«Сашка-смертник». Как парень из кубанской станицы стал лидером подполья в фашистских концлагерях
О том Тимофей Римарев стал одним из лидеров сопротивления в фашистских концлагерях, рассказал личный архив, который после его см
Истлевшие от времени записи и единственная фотография остались в память о жителе станицы Новопокровской Тимофее Римареве. Командир Красной армии прошел ад фашистских концлагерей. В застенках Сашке-смертнику – это было его подпольное прозвище – доверяли самые рискованные поручения, в том числе и Лев Маневич, один из выдающихся разведчиков, стоявших у истоков создания советского ГРУ.
Без срока давности
Судьба и подвиг Тимофея Римарева заинтересовали краеведа Новопокровского района Ивана Бойко. Он по крупицам собирает сведения о своем земляке и не перестает восхищаться героизмом этого человека.
– Я работал корреспондентом районной газеты, когда мне впервые рассказали о жизни и подвиге Тимофея Степановича, – вспоминает Иван Бойко заочное знакомство с историей Римарева.
Краеведа заинтересовала информация и, как говорит сам, он «пошел по следу». Узнал, что Тимофей Римарев умер в начале 80-х годов, нет в живых и его единственной дочери. Обратился к людям, которые приобрели их дом, расспросил, не остались ли какие документы, а через время к нему в дверь постучали.
– Был поздний вечер, когда пришел человек, передал кипу листов и сказал, что их нашли в доме Римарева. Документы были в ужасном состоянии, но я понял, в моих руках ценнейший архив! – Краевед раскладывает исписанные разборчивым почерком тетради и отдельные листы.
С любопытством рассматриваю рукописи человека, которому волею судьбы пришлось целых четыре года провести в фашистских лагерях смерти и вести активную подпольную деятельность.
«Читая литературу, вышедшую за последние десять лет послевоенного периода, я нигде не встретил правдивого описания жизни, борьбы и характера советских людей, оказавшихся в застенках тюрем и концентрационных лагерей…» – так объяснял причины, побудившие его взяться за перо, автор записок.
Судьба командира
Как участник событий Тимофей Римарев чувствовал ответственность, которая лежала на нем – одном из немногих, кто выжил. Поэтому он спешил поведать современникам о «невидимой» стороне войны.
– Ценность воспоминаний, оставленных Тимофеем Степановичем, в том, что он обладал цепкой памятью и достоверно передал роль командиров и рядовых Красной армии, которые по воле судьбы оказались в плену, в организации действовавшего в фашистских концлагерях подполья, – обращает внимание Иван Бойко.
Начало Великой Отечественной войны Римарев встретил в звании капитана, служил начальником отдела комсостава 112-й мотодивизии 16-й армии Западного фронта. В октябре 1941 года под Вязьмой его воинская часть оказалась в окружении.
«Будучи раненным в бою с фашистами, был схвачен в плен, побывал в нескольких концлагерях и ощутил на себе все тяготы содержания военнопленных. Тысячи из нас лишились жизни. Сегодня мало кто может сообщить об их трагической судьбе, героическом сопротивлении. Поэтому я решил вспомнить о том, что было, вспомнить тех, кто самоотверженной борьбой в фашистских застенках заслужил почет и уважение соотечественников…» – читаю строки, написанные рукой Тимофея Степановича.
В меру сил и возможностей он выполнил свой долг перед товарищами. До самой смерти писал правдивые воспоминания о концлагерях, публиковал рассказы и стихи в районной газете. Вел переписку с советскими и зарубежными писателями и журналистами.
Живая мишень
Воспоминания Римарева легли в основу нескольких глав знаменитой в 70-х годах книги «Земля, до востребования» о легендарном советском разведчике Льве Маневиче, по которой снят остросюжетный фильм.
У Ивана Бойко хранится экземпляр книги с дарственной надписью писателя Евгения Воробьева. «Одному из героев книги, мужественному подпольщику в концлагере Мельк Тимофею Степановичу Римареву от автора. 1975 год» – сохранилась надпись на титульном листе.
В концлагере Мельк Тимофей Римарев был известен как Сашка-смертник, за неудавшиеся побеги и «примерное поведение» на его куртке были нарисованы красные круги, чтобы лучше было целиться, если «живая мишень» надумает снова бежать.
Будучи в концлагере Хаммельбург, Римарев выполнял задания легендарного генерала Карбышева, а в лагере Мельк быстро сошелся с советским разведчиком Львом Маневичем и по его поручению вместе с товарищами вывел из строя секретный фашистский завод. В тесном сотрудничестве с Маневичем ему удалось спасти от смерти в лагере детей белорусских партизан, организовать побеги из плена военнослужащих.
От автора:
Рукописи и документы Тимофея Римарева требуют систематизации, которой занимается краевед, начальник архивного отдела администрации Новопокровского района Иван Бойко. К сожалению, в музее Новопокровского района до сих пор нет экспозиции, посвященной Тимофею Римареву. Будем надеяться, публикация в краевой газете найдет отклик земляков и привлечет внимание к судьбе и подвигу этого человека.
Фото автора и из открытых источников