Валерий Ярко: «Если бы мы не ввели войска в Афганистан, то получили несколько горячих точек внутри страны»
Накануне 30-летия вывода советских войск из Афганистана наш корреспондент встретился с руководителем краевого отделения Всеросси
15 февраля 1989 года командующий 40-й армией Борис Громов последним из контингента советских войск пересек границу, разделявшую СССР и Афганистан. «За мной ни одного солдата, офицера, прапорщика нет», – сказал он журналистам, стоя на мосту через реку Амударья. Так завершилось 9-летнее пребывание в Афганистане Российской армии. Не победой, не поражением.
Кем были мы в краю далеком?
Прошло 30 лет, но споры о необходимости участия России в той войне не утихают до сих пор. Ломают копья политики, историки, общественные деятели. И порой забывают в пылу спора о тысячах простых военных, которые честно выполнили свой долг и решили все задачи, которые перед ними были поставлены.
Военный летчик Валерий Ярко – из тех, кого афганская война затронула лишь косвенно. Он, командир летного полка, отправлял туда свои эскадрильи, но сам так и не побывал в афганском небе.
– Вообще, в авиации это не принято – посылать ребят куда-то, не разведав все самому и не увидев своими глазами, – вспоминает сейчас полковник Ярко, за плечами которого немало других горячих точек. – Но мы люди военные, приказы не обсуждали. Раз летали другие, а не я, значит, так было надо.
Рассуждая сейчас о той страшной войне, Валерий Ярко уверен: 9 лет присутствия советских войск в Афганистане не были ошибкой. На тот момент такое развитие событий было единственно правильным.
– Если бы мы тогда не ввели войска, то потом получили бы не одну Чечню, а несколько таких же горячих точек внутри страны, – считает он. – К тому же опыт, который получила наша армия, был просто неоценим: это и умение воевать в горах, и способность решать проблемы со снабжением, и уникальная «ковровая» операция по выводу войск.
Главная трагедия была в том, что, пока ребята сражались за чужую страну, разваливалась их собственная. По возвращении, в придачу к своим изломанным душам и израненным телам, воины-интернационалисты получили обломки великой державы. Им говорили: «Какие вы герои? Это чужая война, мы вас туда не посылали!» После этого многие спивались, умирали, рушились семьи. Вот тогда и возникла общественная организация «Боевое братство» – для поддержки, которую не могло в тот момент дать государство, для борьбы за права ветеранов и семей погибших. Потом она объединила участников других локальных войн и военных конфликтов – людей с непростыми судьбами и боевым прошлым.
На страже интересов
Вот уже 7 лет краснодарское региональное отделение «Боевого братства» возглавляет Валерий Ярко. В организации состоит 1800 человек, она признана лучшей в России. Краевому отделению было присвоено имя известного российского военачальника, Героя Советского Союза Валентина Варенникова. Среди повседневных дел организации – уроки мужества в школах края, проекты «Аллея славы», «Портретная галерея» и «Пост № 1», оказание гуманитарной помощи. Но главная цель по-прежнему – защищать интересы ветеранов и их семей.
– В прошлом году в рамках проекта «Комплексная реабилитация ветеранов» мы отправили на лечение 132 человека, это были ветераны и члены семей погибших ребят, – рассказал Валерий Ярко. – Приходили матери погибших и со слезами благодарили за то, что о них помнят. Не передать словами, какие чувства при этом испытываешь… В этом году планируем предоставить путевки еще для 120 – 130 человек.
По мнению руководителя «Боевого братства», социальной поддержке ветеранов и их семей надо уделять гораздо больше внимания. Например, до сих пор не решен вопрос с обеспечением жильем воинов-«афганцев». Кроме того, уже много раз поднимался вопрос о необходимости придания всем захоронениям ветеранов боевых действий в Афганистане и других конфликтов статуса воинских захоронений и выделения в соответствии с законом муниципальных средств на их содержание. Обо всем этом представители общественной организации говорили на парламентских слушаниях в Госдуме два месяца назад.
По принципам исторической справедливости
Но главный вопрос, с которым «Боевое братство» обратилось к российским законодателям, – о политической оценке значимости присутствия советских войск в Афганистане. В декабре 1989 года Съезд народных депутатов Советского Союза принял постановление, в тексте которого сказано: «Решение о вводе советских войск в Афганистан заслуживает «политического и морального осуждения». Развернулась целая информационная война, в результате которой герои-«афганцы» порой стеснялись надевать свои ордена.
– Тех поспешных оценок не заслуживают ни руководство государства, которое принимало решение о вводе войск, ни военнослужащие, ни гражданские служащие, которые строили больницы и производства, поднимая экономику Афганистана, – поддерживает точку зрения коллег Валерий Ярко.
Депутаты Госдумы полностью согласились с тем, что моральное и политическое осуждение решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года не соответствует принципам исторической справедливости, ведь решение о вводе советских войск в Афганистан принималось в полном соответствии с нормами международного права. Постановление, где будет дана политическая оценка присутствия советских войск в этой стране, Госдума рассмотрит в середине февраля.
Ну а Валерий Ярко продолжает каждый день решать десятки вопросов, с которыми приходят к нему ветераны, – маленьких в масштабах страны и таких больших и важных в масштабах человека. И доказывать тем, кто 30 лет назад вернулся из Афгана, что государство помнит о них не только в знаковые даты.