Общество

Я уеду жить в Лондон: как уроженка Геленджика стала известной личностью в Англии

Наталья Харт возле Букингемского дворца. Фото: Из личного архива героини публикации

Наталья Харт – по сей день первая и единственная женщина из России, получившая орден кавалера Британской империи из рук английск

В 2005 году на бандитской окраине города она основала академию баскетбола для детей из неблагополучных семей и таким образом разоружила целый район Лондона. О том, как изменилась ее жизнь и чем Наталья занимается сейчас, она рассказала в эксклюзивном интервью «Кубанским новостям».

Шляпа обязательна

Тот день Наталья Харт не забудет никогда. 10 ноября 2015 года, Букингемский дворец, красная ковровая дорожка. Она в бледно-сиреневом костюме и элегантной шляпке стоит перед Елизаветой II – лицом к лицу. И вот торжественный момент: Ее Величество прикалывает ей на грудь орден Британской империи.

– Очень волновалась, но все прошло великолепно, – вспоминает Наталья. – Награды получали 66 человек, но я была единственной россиянкой. Я подошла к королеве, которая стояла на ступеньке. К слову, мой рост – 195 сантиметров (у Елизаветы – 152 см. – Прим. авт.). Она улыбнулась и сказала: «Для баскетбола вы низковатого роста». Я не сразу поняла, что это шутка. Но тогда она добавила, что наслышана о моей работе и благодарит за труд. Мы пожали друг другу руки и посмеялись.

Справка «КН»

Орден Британской империи – рыцарский орден, основанный королем Георгом V в 1917 году.

Вручается как военным, так и гражданским лицам, кто сделал страну и свое непосредственное окружение хоть немного лучше. Сюзереном ордена является монарх Великобритании.

Принятие в командоры и кавалеры этого ордена происходит в Букингемском дворце дважды в год. Церемония – одно из главных событий британского календаря.

Однако фотографий, где видно лицо Натальи и Елизаветы II, нет. По законам Англии, если на снимке или видео присутствует Ее Величество, то это считается собственностью королевы, и никто не вправе публично использовать такие материалы. Поэтому довольствоваться приходится лишь фотографией, где Елизавета запечатлена со спины.

– Мне прислали официальное письмо, где было 20 пунктов о том, как я должна была выглядеть. Обязательно шляпа, строгий классический костюм, юбка ниже колена, невысокий каблук. Я две недели потратила, чтобы подобрать нужный наряд, очень строгий дресс-код.

Английская мечта рухнула?

Сама Наталья (в девичестве Крайнова) родилась и выросла в Геленджике. Мама у нее работала в санатории «Черноморец», где по сей день оздоравливаются со всей России.

По законам Англии, если на снимке или видео присутствует Ее Величество, то это считается собственностью королевы, и никто не вправе публично использовать такие материалы. Поэтому есть только фотография, где Елизавета запечатлена со спины.Фото: Из личного архива героини публикации

– Родители познакомились в политехническом институте в Краснодаре. Отец – мастер спорта по боксу. Мама была влюблена в баскетбол, играла за институт, была капитаном команды и кандидатом в сборную России в 60-е. В последний раз играла сразу после того, как обнаружила, что беременна, так что впервые я оказалась на баскетбольной площадке еще до своего рождения. А когда родилась, моя жизнь проходила то у боксерского ринга, то у баскетбольного корта. Мне очень это нравилось. С тех пор, как себя помню, я сидела на баскетбольном корте и часами могла смотреть, как мама играет. Тренироваться начала с ней очень рано. Помогала папе разбинтовывать кисти, стирать эти бинты. Обожала запах боксерских перчаток. Это два моих любимых вида спорта – баскетбол и бокс. В школе у меня была даже кличка – Наташа Баскетбол. Я была самая высокая в классе. Когда мне исполнилось 11 лет, родители развелись, и я с мамой и сестрой переехала в Москву. Пять лет назад папа умер, на Кубани у меня никого не осталось.

В Москве Наталья окончила медицинское училище и вскоре поступила в мединститут, где и познакомилась с будущим мужем – афроамериканцем нигерийского происхождения из Лондона.

– Год я отучилась в институте, забеременела и уехала в Великобританию, – рассказывает Наталья. – Дальше учебу решила не продолжать, поняла, что это не мое: к этому времени я уже перепробовала массу всего: от работы санитарки в Боткинской больнице до ночных смен в морге.

В 1991 году в Лондоне у Натальи родился сын Антонио, через год – второй, Тэдди. Казалось, вот она – настоящая английская мечта! Но в 1994-м в семье случилась трагедия.

Но про меня в роддоме забыли – медсестра сказала, что пошла за аппаратом ЭКГ и не вернулась. Ребеночек задохнулся в утробе…

– Я была беременна третьим, меня со схватками привезли в роддом, положили в палату, английским при этом я не владела. Муж в это время находился в Москве на учебе. Я просила его приехать, но он отказался и успокоил тем, что мы уже родили двоих, а значит, и третий появится на свет без проблем. Но про меня в роддоме забыли – медсестра сказала, что пошла за аппаратом ЭКГ и не вернулась. Ребеночек задохнулся в утробе…

После смерти младенца Наталья не могла прийти в себя больше года. У нее была ужасная депрессия, ненависть к мужу, которую она так и не смогла перебороть, и в итоге они развелась.

– Самое страшное – я не могла похоронить своего ребенка в течение трех месяцев, потому что не знала английского языка и к кому нужно обращаться. Это ведь происходило в начале 90-х годов. Русских в Лондоне почти не было, помочь некому, а по финансовым обстоятельствам муж не сразу смог прилететь ко мне.

Никогда не сдавайся!

Пословица «если тебя ударили по одной щеке – подставь другую» точно не для Натальи. После трагедии первым делом она записалась на компьютерные курсы и курсы английского языка.

– Я поставила для себя цель – за пять лет выучить английский, как русский, – рассказывает Наталья. – За год окончила компьютерные курсы и устроилась секретарем. Но эта работа мне не понравилась, и через три месяца я оттуда уволилась. Нашла для себя работу спасателя в бассейне. Постепенно начала говорить на английском и осваивать новые профессии.

Наталья бралась за любую работу: была официанткой, парикмахером.

С дочерью Стефанией.Фото: Из личного архива героини публикации

– Трагедия в роддоме дала мне мощный толчок в жизни. До этого я мечтала выйти замуж, родить детей, посвятить им всю свою жизнь. Моя мама с Дальнего Востока, у нее в семье было 12 детей! У нас родня по всему Советскому Союзу. Я тоже хотела минимум шесть малышей, большой дом, вкусно кормить своих домочадцев и ухаживать за ними. Но в один миг моя мечта рухнула. И я начала думать, как вырастить двоих маленьких детей.

Через какое-то время она познакомилась со вторым мужем – мистером Хартом.

– Чтобы заработать денег, я начала петь, создала свою дискотеку и караоке. Мистер Харт помог мне реализоваться творчески. Два года я гастролировала по всему Лондону под псевдонимом «Кристальное сердце». У меня низкий тембр голоса, и я делала вечера под Марлен Дитрих – билеты расходились на ура. Не было ни одного свободного места. Через девять месяцев я развелась и с Хартом – поняла, что это не мой человек. А вот звучную фамилию сохранила. На сегодняшний день у меня около 30 различных дипломов: я учитель по плаванию, преподаватель по физической культуре, имею полное право сама квалифицировать тренеров по баскетболу.

Держи мяч, а не нож

Наталья поселилась с детьми в районе Ньюхэме, где в основном располагались рабочие кварталы и промзоны. Это после Олимпиады-2012 округ преобразился до неузнаваемости: появился Олимпийский парк и стадион. Сейчас туда прибывают туристы со всего мира, а раньше в основном слонялись безработные мигранты, школьники из неблагополучных семей и студенты.

– Преступность была ужасная. Моим детям, когда они шли в школу, постоянно предлагали наркотики, травку, шприцы. Я специально купила машину, чтобы возить их до школы и обратно, потому что ходить через парк было опасно.

В свободное время Наталья водила своих сыновей в парк поиграть в баскетбол. Постепенно к ним начали подтягиваться другие дети, и в итоге из желающих образовалась целая спортивная академия Ньюхэма – Newham All Star Sports Academy (NASSA).

Орден Британской империи – рыцарский орден, основанный королем Георгом V в 1917 году. Фото: Из личного архива героини публикации

– Два года я занималась маленькими детками, а потом пошла в общеобразовательные заведения – 16 школ подписали со мной контракт. Приходили все желающие. Детей тренировалось очень много. В неделю в общей сложности занималось по две тысячи ребят. В 2007 году я выиграла свой первый чемпионат как тренер, и с этого момента NASSA начала расти. К 2012 году у меня было 14 команд, мужских и женских.

Практически каждый школьник носил с собой тогда нож. Когда в 2008 году на глазах у ее старшего сына Антонио зарезали друга, Наталья поняла, что надо что-то менять. С городским советом Ньюхэма она развернула профилактическую работу. У академии появился девиз: «Держи мяч, а не нож». Вместе с полицией начали думать о том, как можно решить эту проблему. Как рассказать о количестве молодых людей, которые гибнут от ножевых ранений.

– Тогда Антонио придумал акцию «Броски памяти»: мы устраивали минуту молчания, делали количество бросков, которое совпадало с количеством погибших от ножевых ранений, а потом проводили игру с командой полицейских в память обо всех погибших. И, знаете, если в 2007 году мы сделали 40 бросков, то в 2013-м – 11, в 2014-м – всего 6, а в 2015-м уже ни одного! Это значит, что ни один человек в возрасте до 25 лет в районе Ньюхэма не погиб от ножа. По официальным данным, такие проекты, как «Держи мяч, а не нож», снизили преступность в районе на 46 процентов.

Только вперед, ведь ты русская

NASSA стала самым успешным баскетбольным клубом в стране. Поначалу она была зарегистрирована как благотворительная организация с уставным капиталом в 20 фунтов стерлингов, а в итоге превратилась в первый лондонский баскетбольный клуб, получивший рейтинг в пять звезд от Британской баскетбольной ассоциации.

– Один из моих сыновей, 26-летний Тэдди, по сей день играет в баскетбол на профессиональном уровне: побывал в 20 странах, сейчас выступает за сборную Англии и за клуб Греции. Старший сын, Антонио, играет за NASSA, команду второго дивизиона, баскетболом занимается и дочка Стефания. Воспитанники академии выступают в национальной лиге страны, некоторые из них играют в Америке.

Наталья Харт с сыновьями Тэдди и Антонио.Фото: Из личного архива героини публикации

Наталья не может назвать академию своим бизнесом. Если в России спортивные школы подписывают с детьми контракты, а после получают за них деньги от профессиональных клубов, где те начинают играть, то в Англии запрещено подписывать контракты с детьми.

– Доход мне приносят государственные программы: в академии развито 11 видов спорта. Например, на футбол государство сразу выделяет деньги. Я нанимаю подрядчиков, которые проводят занятия. Раньше дети у нас занимались бесплатно, но сейчас, поскольку нет спонсоров, они платят по два фунта за тренировку. По сравнению с другими клубами это самая низкая цена. Я ищу различные фонды, чтобы сократить расходы. Ведь дети, которые у нас занимаются, из малоимущих семей, причем из разных стран: они даже считают на разминке по-русски, по-французски, по-итальянски. Сегодня в академии более 600 человек, и говорят они на 151 языке и диалекте. Моя же работа – ходить и постоянно просить: мячи, форму, зал.

О том, что она русская, знают все. Но, как известно, спорт вне политики. Поэтому палки в колеса никто не вставляет.

– Когда меня номинировали на участие в эстафете олимпийского огня в 2012 году, нужно было отослать организаторам паспорт. Я думала, что мою кандидатуру в жизни не пропустят, потому что я из России. На что мэр Лондона сказал: «Неважно, из какой ты страны, главное то, что ты сделала для нашей страны, и мы никогда этого не забудем». В итоге, когда я несла олимпийский огонь, у меня мурашки бежали по телу. А в 2014 году я участвовала в эстафете паралимпийского огня – передавала факел на Трафальгарский площади. Кстати, я единственная женщина в Восточном Лондоне, имеющая два факела. Я всегда была русской, у меня есть свои принципы. Англичане большие консерваторы, и у них этого не отнять, они с этим рождены. Если бы не мой русский характер, я бы никогда не вынесла всего, что со мной произошло.