Общество

Как привлечь вузовскую молодежь и школьников в науку

Заседание президиума Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея и комитетов Законодательного Собрания края. Фото: Юрий Ходзицкий

Этот вопрос стал одним из ключевых на совместном заседании президиума Совета ректоров вузов Кубани и Адыгеи, а также комитетов

Умная Кубань

Состоялось совместное заседание президиума Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея и комитетов Законодательного Собрания края. В рабочей встрече приняли участие заместитель губернатора Игорь Галась, вице-спикер ЗСК Сергей Алтухов, министр экономики края Александр Руппель, министр образования, науки и молодежной политики края Елена Воробьева.

На заседании обсудили вопрос научно-инновационного обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года образовательными и научными учреждениями региона. Акцент был сделан на одном из проектов в «Стратегии 2030» – «Умная Кубань – лидер будущего», который неотъемлемо связан с выполнением национального проекта «Наука».

Как отметил вице-губернатор Кубани Игорь Галась, «Стратегия 2030» во многом нацелена на выявление и поддержку талантливой молодежи, имеющей потенциал в науке, бизнесе, государственном управлении, экономике. Для Кубани, где обучается свыше 120 тысяч студентов, развитие высшей школы – в несомненном приоритете.

– Нам до 2030 года предстоит сделать регион более наукоемким. На это, в частности, нацелен флагманский проект «Умная Кубань». Также мы знаем, что по Стратегии пространственного развития Российской Федерации Краснодар включен в перечень 20 городов с потенциалом формирования научно-образовательного центра мирового уровня, – сообщил Игорь Галась.

Фабрика университетов

С докладом о задачах по реализации новой стратегии выступил министр экономики края Александр Руппель. Он рассказал о внедрении механизмов бережливого производства в работу органов государственной власти, муниципалитетов и учебных заведений региона. В пример министр привел успешный опыт Кубанского медуниверситета, где запущена система сбора проблем и предложений. Студенты активно участвуют в реализации проектов по решению ими же обозначенных проблем.

– Университет стал одним из первых в России, где успешно реализуется проект «Бережливый вуз». Он стартовал в марте прошлого года, а уже сегодня создана и функционирует «Фабрика процессов» – учебная площадка, где практическое обучение осуществляется посредством имитации реальных процессов, – рассказал Александр Руппель.

Кубанский медуниверситет стал одним из первых в России, где успешно реализуется проект «Бережливый вуз». Здесь создана и функционирует «Фабрика процессов» – учебная площадка, где практическое обучение идет посредством имитации реальных процессов.

Он призвал представителей всех вузов включиться в эту работу.

Начальник отдела науки и научно-технической политики регионального минобра Михаил Шарафан доложил, что министерство выступило с инициативой участия в пилотном проекте по вовлечению школьников в проектную деятельность в научно-технической сфере. Планируется проведение нового регионального конкурса «Наставник» по поддержке лучших научных проектов. Молодые специалисты и талантливые ребята от 14 лет будут реализовывать свои проекты под руководством ведущих ученых.

– Такая проектная работа важна с точки зрения развития научных школ и формирования кадрового резерва региона, – подчеркнул Михаил Шарафан.

На мировой уровень

Председатель Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея Владимир Лобанов заверил, что интересы высшей школы и краевой власти региона совпадают. Научные сотрудники и университеты в целом готовы включиться в работу по реализации «Стратегии 2030» и имеют конкретные предложения. Об одном из них рассказала проректор Кубанского государственного технологического университета Светлана Калманович – в регионе необходимо создать научно-образовательный центр мирового уровня «Развитие инновационной экосистемы АПК и технологий здоровьесбережения». Этот центр должен будет работать на основе интеграции университетов, научных учреждений при кооперации с организациями реального сектора экономики.

Вице-губернатор Игорь Галась в ходе встречи отметил, что, несмотря на большую работу, не хватает координирующего начала между научными школами и реальным сектором экономики. Он также акцентировал внимание на необходимости увеличения финансирования определенных проектов и направлений за счет средств краевого бюджета.

– Нам необходимо расширить присутствие Кубани в федеральных научных и образовательных проектах и программах на условиях софинансирования. Гарантирую, что здравые инициативы по участию в таких проектах будут поддержаны и профинансированы, – заявил Игорь Галась.

Он также добавил, что в ближайшее время необходимо проанализировать и оценить передовой опыт регионов в поддержке науки и взять наиболее эффективные методики на вооружение.