Почему у краснодарского ветерана Великой Отечественной войны хотят отнять квартиру
Виктор Григорьев, который практически ничего не видит и не слышит, может лишиться квартиры за неподчинение букве закона.
За Победу спасибо!
Когда началась Великая Отечественная война, Вите Григорьеву исполнилось 12 лет. Он, как и многие мальчишки, мечтал о подвигах, борьбе с фашистами. Но таких молодых на фронт не брали. И все-таки повоевать отважному подростку пришлось через год, когда его родной Сталинград пытались захватить немцы.
– Бои были жуткие. Много чего пришлось повидать, пережить. Но все страхи отступали, когда командиры наших войск, которые защищали город на Волге, взяли меня и других мальчишек в помощники. Надо было узнавать данные о положении войск противников. Никто не отказался. Так я стал сыном полка в 13-й гвардейской стрелковой дивизии, особо отличившейся в Сталинградской битве под руководством генерала Александра Родимцева, – вспоминает уже 90-летний Виктор Алексеевич.
Юркий подросток старался, как мог, чтобы помочь защитникам родного города. Бывало, что вплотную подползал к вражеским укреплениям.
Однажды Витя попал под артобстрел и был серьезно ранен. Одиннадцать суток он был между жизнью и смертью. А после вдруг пошел на поправку. Но последствия того страшного дня навсегда изменили жизнь мальчика – он получил контузию и настолько серьезные ранения, что ему был присвоен статус ребенка-инвалида. А после совершеннолетия Виктору Григорьеву дали 2-ю группу инвалидности.
Несмотря на юный возраст, на самой страшной войне XX века Виктор Григорьев получил звание ветерана Великой Отечественной войны, ему были определены все необходимые в таких случаях льготы и компенсации.
Рассказывая о пережитом больше 70 лет назад, голос ветерана слегка дрожит и на глазах выступают слезы. Но с гордо поднятой головой он настаивает, что если бы пришлось еще раз воевать, он, не задумываясь, пошел бы на фронт, в разведку и на любое задание, на какое его пошлет государство, потому что это его Родина и иначе быть не может.
Но, к сожалению, сегодня любить государство ветерану Виктору Григорьеву очень непросто. Особенно после того как он получил повестку в Советский районный суд Краснодара по делу о продаже с публичных торгов принадлежащей ему однушки.
«Самоволка»
Начнем сначала. В августе 2016 года Григорьева Виктора Алексеевича признали нуждающимся в жилом помещении и включили в специальный список. А уже весной 2017 года ветерану была выделена единовременная денежная выплата (субсидия) на приобретение жилья. Такое решение после многочисленных проверок приняло министерство труда и социального развития Краснодарского края.
На выделенные деньги ветеран смог приобрести однокомнатную квартиру в 9-этажном доме, расположенном в Комсомольском микрорайоне Краснодара.
Правда, помещение площадью в 29 квадратных метров, хотя теоретически и является жилым, в момент осуществления сделки таковым фактически не являлось. Незадолго до продажи в квартире случился пожар.
Но обрадованного ветерана это не очень огорчило. Засучив рукава и заняв у знакомых деньги, он и его гражданская супруга Надежда (78 лет) сделали ремонт. Очистили помещение от нагара, побелили потолок, наклеили светлые обои, купили новую мебель. Более того, как опытный агроном (профессия Виктора Алексеевича, которой он отдал несколько десятков лет) дедушка решил разбить небольшой палисадник под окнами своей новой квартиры. Не помешало даже отсутствие одной руки: все делал сам – копал землю, мастерил ограждения участка от собак, сажал цветы.
Даже соседи заметили, как изменилась придомовая территория 5-го подъезда, где поселился новый жилец. Приятно посмотреть, да и похвалиться перед жителями соседних многоэтажек можно: мол, вот какие люди заботливые у нас живут.
Казалось, жизнь двух пожилых людей начала налаживаться, но случилось происшествие, едва не стоившее Виктору Алексеевичу жизни. Выходя однажды из подъезда на прогулку, он попал под колеса проезжавшего мимо автомобиля. Из-за того что дедушка почти не видит и почти не слышит, он просто не заметил приближающуюся машину.
После выздоровления первым делом ветеран решил обезопасить себя от последующих происшествий и обустроил собственный выход на улицу через свой же балкон – на другую часть двора, где машины не ездят. А заодно и слегка расширил балкон, чтобы иметь возможность в плохую погоду сидеть у открытого окошка и дышать свежим воздухом. Ему это жизненно необходимо ввиду полученного в детстве ранения.
А за балкон ответишь!
О переустройстве жилого помещения практически сразу стало известно управляющей компании, обслуживающей данный дом, – «ГУК-Краснодар». И началась у ветерана «веселая жизнь». Каждую неделю ему стали приходить официальные письма.
«Произведенный вами комплекс мероприятий по перепланировке балкона изменил конфигурацию данного нежилого помещения без каких-либо разрешительных документов на проведение указанных работ», – писали из «ГУК-Краснодар». И требовали либо устранить нарушение, вернув прежнюю ширину балкона и убрав ступеньки, либо узаконить перепланировку в установленном законом порядке, обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ) лично или онлайн, через портал Госуслуг. Но что для этого надо, как добраться до нужной организации едва ходящему старику и даже где найти интернет, никто «нарушителю правопорядка» не объяснил.
Не дождавшись реакции, управляющая компания передала информацию о ветеране-нарушителе, как и полагается в таких случаях, в департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Краснодара.
Впрочем, Виктор Алексеевич отметил, что он вовсе не против узаконить перепланировку. Но, как это сделать, не знает. Ведь в письмах, которые он получает, лишь угрозы судебных разбирательств. За несколько месяцев, что прошли с момента «опасных преобразований» на балконе, никто не пришел к ветерану, чтобы лично разъяснить порядок действий. О помощи в оформлении документов и речь не идет.
Конечно, такая нервная ситуация не могла не отразиться на здоровье стариков, проживающих в квартире. У них участились приступы скачков давления, «скорая» все чаще выезжает на их адрес.
Все по закону
13 июня 2019 года пенсионеры получили новое письмо… с повесткой в Советский районный суд Краснодара. Хотели было обрадоваться: наконец-то справедливый судья все расставит по местам. Но не тут-то было. Оказалось, что сущностью дела является… продажа принадлежащего ветерану Великой Отечественной войны помещения с публичных торгов. А приглашали Григорьева Виктора Алексеевича на судебное заседание, которое прошло несколько часов назад, то есть с роковым опозданием.
Не выдержав нервного напряжения, ветеран практически слег, зрение и слух еще больше ухудшились. В попытках найти справедливость, а, может, и защиту он обратился в нашу газету.
Ознакомившись с имевшимися у ветерана документами и письмами от разных структур, мы обратились к ответственным лицам за комментариями к ситуации.
В производственном отделе по Карасунскому внутригородскому округу компании «ГУК-Краснодар» пояснили, что действовали исключительно по закону. Более того, к Виктору Григорьеву выезжал специалист и подробно разъяснял порядок действий по узакониванию. Этот факт позже подтвердил и сам ветеран в разговоре с журналистами. Однако, по его словам, женщина большую часть времени успокаивала его с гражданской женой и уверяла, что не будут на них подавать в суд из-за немного увеличенного балкона. Впрочем, что там было на самом деле, мы точно не знаем, а сама гостья уже три месяца как уволилась из «ГУК-Краснодар», и понятно, что объяснений мы не получили.
Ведущий специалист жилищного отдела департамента городского хозяйства и ТЭК города Екатерина Захарова пояснила, что к ним в ведомство обратилась компания «ГУК-Краснодар» с письменным запросом по вопросу самовольной перепланировки квартиры, собственником которой является Григорьев Виктор Алексеевич. На основании этого обращения был осуществлен выход на место, в ходе которого установили, что собственник квартиры самовольно произвел работы по переустройству входной группы: демонтировал старое балконное ограждение и возвел новое, а также сделал ступени.
Виктор Смирнов, юрисконсульт:
– Формально орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о продаже жилого помещения, в котором произведена самовольная перепланировка или переустройство, с публичных торгов. Далее покупатель (победитель торгов), действуя по закону, подаст иск о выселении прежнего собственника.
Но хочу подчеркнуть, что такая продажа рассматривается судами как крайняя мера. Возможно, что данная квартира является единственной для семьи ветерана Великой Отечественной войны. В этом случае правомерен вопрос: каким образом тогда будет производиться выселение и куда?
С целью защиты прав и интересов Виктора Григорьева я порекомендовал бы ему обратиться со встречным иском о сохранении жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии. К иску следует приложить заключение о том, что перепланировка не затрагивает конструктивных элементов основных сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения и теплоснабжения жилого дома и других характеристик надежности и безопасности жилого дома. То есть, перепланировка соответствует строительным нормам и правилам и не создает угрозы жизни и здоровью соседей.
Григорьеву было направлено предписание о приведении указанного жилого помещения в первоначальное состояние либо предоставлении документов, подтверждающих законность перепланировки. Предписание не было исполнено, документы не были предоставлены. В связи с этим в правовой департамент направлен пакет документов для рассмотрения и, в случае наличия оснований, подачи соответствующего иска в суд. Почему никто не пришел лично к ветерану и не объяснил, как правильно разрешить его ситуацию? Потому что никто этого делать, оказывается, не обязан.
А что касается того, что Виктор Алексеевич Григорьев является ветераном войны и инвалидом 2-й группы – то в законодательстве не сказано, что для собственников определенного года рождения должны применяться особые условия, а к тем, кто моложе, – другие. Все равны перед законом.
Единственными, кто участливо отнесся к сложившейся вокруг ветерана Великой Отечественной войны ситуации, оказались работники социальной защиты. Заместитель руководителя ГБУ «Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения Карасунского округа» Сергей Ильченко пояснил, что Виктор Григорьев состоит у них на учете и является получателем мер социальной поддержки. Более того, работники центра находятся с ним в контакте и на днях в очередной раз поедут к нему, чтобы уточнить, в какой помощи он еще нуждается. Но вот юридическое сопровождение в суде или при переписке с официальными органами власти в обязанности соцработников не входит.
С одно стороны, ситуация простая: есть закон – Жилищный кодекс РФ, который все собственники квадратных метров должны неуклонно соблюдать. Ошибся, нарушил – отвечай или исправляй в установленные сроки. А нет – будь готов к встрече с судьей и перспективой потерять жилье.
Но, с другой стороны, если по-человечески… В стране уже вовсю идет подготовка к грандиозным масштабным торжествам, посвященным 75-й годовщине Великой Победы. Готовятся сюрпризы для ветеранов и их вдов, музеи планируют уникальные экспозиции, врачи с особым трепетом всегда интересуются здоровьем ветеранов и делают для них все возможное, а порой и невозможное. Будет много подарков вершителям Победы. Но, кажется, краснодарский ветеран Виктор Григорьев получит свой «особенный» подарок сильно загодя. И не самый приятный.
P. S.
В поисках реальной помощи для ветерана редакция обратилась в государственное юридическое бюро Краснодарского края. Там нам пообещали тщательно изучить все имеющиеся у Виктора Григорьева документы, исковое заявление в суд и, по возможности, оказать ему всестороннюю поддержку. Не исключено, что представители госюрбюро и будут единственными защитниками пенсионера в суде. Причем бесплатными (это правило прописано на сайте учреждения и действует в отношении социально незащищенных жителей Краснодарского края).