Куда исчезла каменная «баба» в Новокубанском районе
В районе Новокубанска после таинственного исчезновения нашлась половецкая каменная «баба».
Наш корреспондент заинтересовался почти детективной историей, а заодно узнал, как «археологический потенциал» края может привлечь любителей познавательного туризма.
Включи фантазию
Впервые пропавшую каменную женщину нашли 11 лет назад на территории Новокубанского района близ хутора Горька Балка. У статуи была изначально отбита голова, которую забрали прибывшие на место сотрудники Армавирского музея. Увесистое туловище оставили под охраной во дворе одной из местных школ, откуда оно и пропало.
– Голову мы разместили в музейной экспозиции половецких изваяний, найденных в окрестностях. О пропаже остальной части заявили в правоохранительные органы, но в ответ – тишина. И вот через много лет благодаря стечению обстоятельств тело и голова воссоединятся, – рассказал сотрудник отдела археологии Армавирского музея Александр Лопатин.
В 2008 году он первым вышел на «горькобалковскую находку». Мы беседуем в окружении каменных идолов. Среди древних изваяний археолог показывает артефакт, спасенный от современных варваров. Лицо женщины, высеченное из камня древним мастером, завораживает своим тысячелетним спокойствием.
На вопрос, нет ли мистики в том, что голова и туловище идола снова нашли друг друга, Лопатин улыбается, мол, ученые не верят в чудеса, но, если есть желание пофантазировать, почему бы и нет?
Фото из архива Александра Лопатина. Туловище пропавшей половецкой «бабы», которое недавно нашлось.
Дыхание веков
Временно каменная «гостья» хранится в Центре археологических исследований Армавирского государственного педагогического университета. Здесь нашему корреспонденту подтвердили факт находки и согласились пообщаться, но с условием не фотографировать сам артефакт.
– Сейчас проводится исследование, с точки зрения приоритета, мы хотели бы первыми опубликовать научную работу, – при встрече объясняет причину запрета заведующий кафедрой всеобщей истории университета Игорь Басов.
Оказывается, о возвращении исчезнувшей каменной «бабы» армавирским археологам сообщили неизвестные. После необходимых действий ее передадут в армавирский музей.
Он говорит, что на самом деле название «баба» происходит от тюркского слова «предок». Статуям поклонялись кочевники, приносили им жертвы.
– Внимательно изучив «классического» половецкого идола XII века, получаем много исторической информации. На статуях, как правило, реалистично прописан облик человека, мы видим, что это монголоидный тип, хотя у мужчин длинные усы, что не свойственно этой расе, это еще одна загадка. Можем изучить одежду, украшения и оружие, сделать соответствующие выводы об их образе жизни, – раскрывает подробности Игорь Басов.
Популярная археология
Всего известных науке половецких изваяний на территории страны насчитывается порядка двух тысяч. В Краснодарском крае большие коллекции идолов собраны в музеях им. Е. Фелицына и армавирском, много одиночных статуй в разных уголках Кубани.
Интересуюсь мнением ученых о популяризации древнего наследия, которое бы могло привлечь поклонников археологического туризма.
– Да, это можно и нужно делать. Например, в Луганске и Пятигорске из каменных изваяний созданы целые тематические парки, – приводит пример директор Центра археологических исследований Армавирского педагогического госуниверситета Евгения Гурова.
Кстати, возрожденный в 2012 году археологический центр педагогического госуниверситета уникален. Его сотрудники занимаются исследованиями и раскопками, оказывают помощь в сохранении и изучении «каменного наследия» древних народов, населявших территорию современной Кубани.
Кто поднимет «золотую подкову»?
Идею популяризации исторического наследия поддерживает и заведующий археологическим отделом Армавирского краеведческого музея Александр Лопатин:
– На территории музея открыт для посетителей лапидарий – музей под открытым небом каменных скульптур и исторических артефактов. По сути, это готовый объект археологического туризма, – обращает внимание Александр Петрович.
По его словам, юго-восточная часть края с центром в Армавире заслуживает пристального внимания поклонников археологического туризма. Здесь можно «вживую» прикоснуться к истории Великого шелкового пути, проследить развитие раннего христианства на Северном Кавказе.
Археолог Лопатин даже составил туристический маршрут, который начинается с Домбая, пролегает через Отрадненский и Лабинский районы, выходит на древнее христианское поселение, расположенное на территории Новокубанского района.
– Эта территория могла бы стать «жемчужиной» одного из туристических проектов, реализуемых на территории Северного Кавказа, – уверен он.
Армавирская «познавательная тропа» по форме напоминает подкову, пройдя по которой, можно прикоснуться к истории становления древнего христианства, развития торговых связей, взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами половцев, чьи каменные скульптуры часто находим, – делится идеей Александр Лопатин.