Подростковая наркозависимость. Как избежать беды
26 июня отмечается День врача-нарколога. Наш корреспондент встретился с заместителем по клинико-экспертной работе главного врача
– Галина Юрьевна, почему считается, что подростки наиболее подвержены пристрастию к наркотикам?
Особенности подросткового возраста могут подтолкнуть подростка к употреблению чего-либо запрещенного. Первые пробы могут происходить из любопытства, желания испытать на себе новые ощущения, получить признание в определенной компании, стремление к копированию внешних признаков взрослости.
Также существуют индивидуальные особенности подростков, которые могут повлечь за собой употребление психоактивных веществ, например, пониженная стрессоустойчивость, неумение справляться с неприятностями, склонность к депрессиям, повышенная тревожность.
– Что необходимо подростку, чтобы избежать зависимости?
– В этом возрасте наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Подросток ищет свое место в новом для него мире. Важной особенностью этого периода является чувство взрослости. Подростку важно чувствовать, что родители относятся к нему как к взрослому. Ему сложно принимать контроль и опеку. Иначе он будет выдавать агрессивные эмоциональные реакции.
Ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками. Авторитет родителей временно уходит на второй план. Для подростка очень важно иметь друзей среди сверстников и быть принятым компанией. Это естественные потребности, которые очень важно удовлетворять.
– Можно ли принять меры профилактики подросткового алкоголизма и наркомании?
– Первая – это развитие тех черт характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным. Если человек умеет получать от жизни удовольствие, умеет уверенно общаться, справляться с неприятностями, решать проблемы, если он ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе или наркотике у него не возникает.
Конечно, может случиться так, что подросток попробует алкоголь или даже наркотик, но вероятность дальнейшего употребления значительно уменьшается.
Пример и установки родителей относительно употребления различных веществ также очень важны. Например, в семье может считаться, что алкоголь – незаменимое средство в праздник, от усталости, для аппетита, при простуде, в горе и радости. Такие же представления складываются у детей, подрастая, они начинают им следовать.
Не рекомендуется провоцировать ребенка на первую пробу, предлагая спиртное за праздничным столом. Многие родители надеются таким образом контролировать количество выпитого алкоголя и поведение ребенка. Однако сами дети часто воспринимают такое знакомство с алкоголем как снятие запрета: у них пропадает «страх перед первой рюмкой», и расчет родителей на регламентированное семейное употребление не всегда оправдывается.
– Какие рекомендации для родителей вы дали бы, если ребенок уже принимает психоактивные вещества?
– Первым делом важно оценить степень вовлеченности подростка в их употребление. Расспросите его, что он знает о тех или иных веществах, об их влиянии на организм человека. Если его знания малы или недостаточно достоверны, проинформируйте его о негативных последствиях.
Обращайте внимание на круг общения подростков, на их увлечения, поведение, успеваемость в школе. Наблюдайте за тем, как ребенок проводит свободное время.
Будьте в курсе проблем подростка, если они есть: учебная успеваемость, самооценка, конфликты в общении со сверстниками. В кризисный период жизни именно эти проблемы могут подтолкнуть подростка к первым пробам наркотиков.
Откажитесь от насилия – вербального и физического. Проводите время вместе, помогайте подростку организовать досуг. Старайтесь быть примером для своих детей! Воспитывать любое поведение можно, только воспитав себя!
Бейте тревогу, если ваш ребенок …
-
быстро теряет интерес к тому, что раньше его вызывало, при этом новые увлечения не появляются;
-
меньше времени проводит со сверстниками, или же в его окружении появились люди, которые не вызывают у вас доверия;
-
не может объяснить, на что потратил деньги;
-
стал переменчив в настроении, чрезмерно говорлив, добродушен либо же, наоборот, агрессивен;
-
поздно приходит домой, не отвечает на звонки, пропадает на длительное время;
-
часто лжет либо недоговаривает;
-
поздно ложится, поздно встает;
-
прогуливает уроки, учителя жалуются на плохое поведение в школе;
-
ведет односложные разговоры по телефону, дома старается уединиться, может внезапно уйти из дома.
Внешние признаки:
-
резкая потеря в весе;
-
нездоровый, бледный цвет лица;
-
непонятный блеск глаз, узкие или широкие «застывшие» зрачки;
-
сухие, потрескавшиеся губы;
-
наличие следов от инъекций на руках;
-
частая беспричинная рвота;
-
почесывания;
-
отсутствие аппетита или необъяснимое переедание;
-
повышенный интерес к сладостям;
-
снижение интереса к самому себе;
-
длительные пребывания в ванной;
-
непонятные запахи от одежды или самого ребенка.