Общество

Краснодарский врач Сергей Богданов вошел в десятку лучших изобретателей России

Сергей Богданов Фото: Михаил Ступин

Руководитель ожогового центра краевой клинической больницы № 1 придумал уникальный метод кожной пластики.

На днях Сергей Богданов получил награду из рук президента Российской академии наук Александра Сергеева и вице-президента ВОИР Владимира Кононова. Его метод – пластика кожи лица одним полнослойным аутотрансплантатом – позволил спасать жизни пострадавшим от огня, сократить время адаптации кожи и, соответственно, уменьшить количество операций, необходимых для выздоровления. «КН» узнали подробности этой уникальной операции.

Открытие длиною в 20 лет

Над целым научным направлением в области ожоговой медицины – пластикой кожи лица – Сергей Богданов работает с 1999 года. Задуматься о новых методах лечения заставила 18-летняя Элеонора Кондратюк. Та самая девушка, которая на конкурсе красоты «Мисс Сочи» заняла третье место, приз зрительских симпатий и титул «Мисс Очарование», а после долгое время восстанавливалась от ожогов. Какой-то отморозок подошел со спины, схватил ее за волосы и вылил в лицо банку с кислотой.

Комбустиология – отрасль медицины, изучающая тяжелые ожоговые поражения.

– Тогда она была прооперирована стандартными классическими методами, которые по сей день используются в некоторых клиниках при глубоких ожогах. Лицо собиралось, как пазл, – из тонких участков кожи. Последствия такой операции – рубцы. Больным на протяжении всей жизни приходится прибегать к реконструктивным операциям и быть изгоями общества. К слову, Элеонора перенесла более двухсот таких оперативных вмешательств. Мы стали думать, как за одну операцию избежать рубцов. Наша цель была закрыть лицо одним большим трансплантатом: где-то взять один лоскут кожи и, как маску, надеть на поврежденный участок.

Казалось бы, все просто: отрезал – пришил. Однако загвоздка в том, что толстая кожа, в отличие от тонкой, плохо приживается, а на гнойных ранах и вовсе отторгается.

– Метод пластики толстым трансплантатом разработал еще сто лет назад наш земляк Владимир Красовитов. Однако его можно было применять только при свежей травме и на чистой ране. Мы же создали условия, чтобы толстая кожа хорошо приживалась и на гнойной ране. Изобрели вакуумную повязку, применили клеточные культуры – фибробласты, которые способствуют быстрому заживлению и меньше формируют рубцовую ткань. Эффект колоссальный: приживление толстого трансплантата происходит не 10–14 дней, а 5–7. После мы стали оперировать больных с рубцами. То есть наш метод используется не только для тех, кто только получил травму, но и для тех, кто уже живет долгое время с рубцами.

Паспорт менять не надо

Новая операция в среднем длится 5–10 часов: одна бригада хирургов готовит лицо, другая – аккуратно вырезает нужный лоскут толщиной от 1 до 2 миллиметров. Затем донорский участок закрывается обычной методикой пересадки кожи. К сожалению, кожа от другого человека не подходит. Она приживается максимум на 2–3 недели и вскоре отмирает.

– Стараемся брать нужный участок в основном спереди, чтобы во время операции не крутить лишний раз пациента и сократить время на взятие донорского участка. Впоследствии кожа, конечно, отличается от здоровой. Щетина, если у мужчины обгорела именно та часть лица, не восстанавливается. Ведь во время глубокого ожога полностью сгорают и кожа, и волосяные луковицы, частично жировая клетчатка, из-за чего структура лица может чуть-чуть уменьшиться по объему. Но я уверен, наш метод будет и дальше развиваться – это целые инновационные технологии.

– Приходится ли вашим пациентам менять паспорт? Ведь лицо меняется…

– Нет. Хотя, конечно, с фотографией в паспорте отличия есть. После пересадки кожи исчезают морщины, потому что на лицо как бы маска надета. На помощь приходят косметологические процедуры. Предела совершенству нет.

Экономия налицо

Свои разработки кубанские врачи закрепили девятью патентами. Их метод уже признан ведущим направлением России в мировой хирургии. В стране уже сделано семь подобных операций, в Краснодаре – 12. Разработки активно выходят и за рубеж. В 2014 году в краевую клиническую больницу приезжал президент европейской ассоциации комбустиологов, а в прошлом году – президент Всемирной ассоциации комбустиологов. Их интерес понятен – благодаря новому комплексному научному направлению удалось сократить не только время адаптации кожи и, соответственно, уменьшить количество операций, но и сэкономить бюджетные средства.

– Наши пациенты лечатся бесплатно по системе ОМС. В течение 5–10 лет они два – три раза в год оперируют возникшие рубцы. Благодаря нашей методике они вылечиваются сразу и через год фактически возвращаются к полноценной жизни. Рубцовой ткани нет – госпитализации меньше. Экономия лечения одного больного по системе ОМС в среднем составляет 1,5 млн. рублей.

– Так называемые «кислотные разборки» еще существуют?

– Химических ожогов, слава богу, стало меньше: один случай за два – три года. Сегодня в нашем ожоговом центре 45 коек и 15 реанимационных. Половина больных – дети. В основном ожоги они получают во время вечернего чая: когда ребенок бегает, а мама и папа ужинают, поставив чай на край стола. Для малыша чашка с кипятком – то же самое, что для взрослого ведро с водой. В год у нас таких пациентов проходит порядка 500 человек и все – до трех лет. Если говорить о взрослых, то это, как правило, асоциальные люди. Также к нам часто поступают любители шашлыка – в год 30–40 человек. Они берут жидкий розжиг и по незнанию льют его на угли, где уже появилась искра. В итоге жидкость по пламени возвращается обратно в руку. Результат – глубокий ожог. Поэтому я настоятельно рекомендую использовать розжиг маслянистого типа либо специальные брикеты. И сначала шашлычок, а потом – коньячок…

Берегитесь солнца

– При каком проценте ожога тела сегодня можно спасти человека?

– 25 лет назад для годовалого ребенка 10 процентов глубокого ожога, например, руки, считалось уже критическим. Выживали только 50 процентов таких пациентов. Сегодня есть случаи, когда люди восстанавливаются после 80 процентов глубокого ожога. Конечно, это не дети и не пожилые, а, как правило, подростки – самый живучий организм.

– Тогда самое время напомнить о первой помощи при ожогах...

– Поврежденную часть тела нужно на 15–20 минут опустить под холодную воду. Это поможет охладить рану и слегка обезболить. Затем нанесите мазь на водорастворимой основе: левомеколь, левосин, олазоль, мазь Вишневского, пантенол. К народной медицине прибегать не стоит – масла и крема создают парниковый эффект, рана не болит, но при этом идет воспаление и нагноение. При солнечных ожогах, когда страдает 70–80 процентов тела, нужно пить много жидкости. А лучше не переусердствуйте на пляжах, особенно в дневные часы. Не забывайте, что наш край занимает первое место в России по раку кожи. Пользуйтесь солнцезащитными кремами.