Общество

Мезмай: место, где свет

Мекка для туристов, место силы, русская Шамбала – как только не называют Мезмай. Фото: Андрей Евтеев

На земле немало мистических мест, куда люди едут в поисках истины, просветления и посвящения. Одним из таких мест считается Мезм

Именно здесь живет уникальная семья художников Скворцовых, которые несут свет знаний и русских ремесленных традиций в созданной ими единственной на Кубани школе искусств и народных ремесел. Два года назад многолетний нелегкий труд Михаила и Ольги Скворцовых был оценен по достоинству - они стали победителями Всероссийского конкурса «Семья года - 2017» в номинации «Хранители традиций». Награду супругам вручил президент России Владимир Путин.

«От ложки до гроба»

В гости к необычной семье отправились журналисты нескольких кубанских изданий в рамках проекта компании МТС «Истории в лицах» - серии рассказов об уникальных людях, наших земляках. МТС – практически единственный в Мезмае оператор мобильной связи, обеспечивающий надежный доступ к скоростному интернету, благодаря которому Скворцовы могут проводить онлайн-уроки и мастер-классы.

В светлом здании детской школы искусств, расположенной посередине поселка, несколько профильных учебных классов. В одном из них обучают классической живописи, рисунку и основам композиции. В других осваивают ювелирное дело, гончарный промысел, кузнечное дело, ткачество. Особое внимание уделяется резьбе по дереву - традиционному промыслу жителей Мезмая, которые раньше из дерева могли делать все – «от ложки до гроба».

Здесь учатся ребята от 7 до 12 лет. Но можно прийти на обучение и раньше – было бы желание. Все бесплатно. Трое учеников остались в школе преподавать.

В коридоре висят зеркала в резных деревянных рамах. Все они сделаны юными умельцами - учениками школы.

- Это особые, казачьи зеркала, - с увлечением начал экскурсию Михаил Иванович. - Рисунок у наших предков, казаков, – более сдержанный, скромный, чем, к примеру, у русских мастеров, на которых повлияло вычурное западное искусство. Для того, чтобы это понимать, и надо изучать ремесла.

Оказалось, почти с каждым предметом тут связана своя история. Так, когда Миша был маленьким, в комнате его родителей висело подобное зеркало. Над ним – еще одно, маленькое. Мальчик все пытался до него допрыгнуть. Однажды бабушка увидела это и говорит: «Миша, нижнее зеркало для нас, людей, а верхнее – для Бога». Ну где еще нынешнее поколение увидит подобное?

- Мы закладываем основы художественного мастерства, без них – никуда, - говорит Михаил Скворцов, который сам получил классическое образование в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии – знаменитой на весь мир «Мухе». – А затем переводим эти знания в прикладное искусство.

Красота из разных стран

Когда-то Кубань славилась ткацким мастерством. К примеру, только в одной станице Отрадной до революции трудилось более 2 тысяч ткачих. Сегодня эти традиции практически утеряны, но супруги Скворцовы пытаются сохранить это ремесло и передать его потомкам.

Ольга Скворцова, тоже профессиональный художник, в школе ремесел обучает детей ткацкому ремеслу и вышивке. В ее «обители» - деревянные ткацкие станки, которые по старинным чертежам сделали местные мастера. В светлой комнате повсюду – коврики, домотканые дорожки, рушники, расшитые рубашки.

Благодаря скоростному интернету у Ольги много учеников по всей России, которые с помощью современных технологий не только учатся, но и еще и зарабатывают, выполняя заказы. Дорожки, скатерти, рушники, выполненные Ольгой и ее учениками, можно увидеть в коллекциях многих любителей домотканой старины, в ресторанах, музеях по всему миру. С помощью компании МТС был создан сайт школы.

В подмастерьях у Ольги – две дочки Дарья и Анастасия. Старшая, Дарья, в свои 8 лет уже сама умело управляется за ткацким станком. Настя, которой всего 4 года, помогает остальным ученикам наматывать клубки ниток, и делает это уже профессионально.

- Ремесла, будь то работа с нитками или лепка из глины, очень хорошо развивают мелкую и крупную моторику, фантазию ребенка и даже помогают понять математику. Да-да, попробуй-ка скопировать сложный авторский узор! Без знаний арифметики и пространственного мышления далеко не уедешь. И детки при деле, им и гаджеты не нужны, - говорит Ольга.

«Занимайся детьми, это твое призвание»

Мезмай разделил жизнь Михаила Скворцова на две части.

О первой части своей жизни Михаил вспоминает неохотно - машет рукой, мол, успех и деньги – «пыль у обочины». Хотя в этот период ему удалось сделать немало. Он был известным художником, председателем Союза художников Кубани. Объездил полмира, его работы выставлялись во многих музеях Европы и Америки. В 80-х годах прошлого столетия, занимая должность председателя Союза художников Кубани, Михаил выкупил первый этаж здания на Рашпилевской в Краснодаре и сам его обустроил под выставочный зал, который работает до сих пор. Победив на Всемирном конкурсе медальерного искусства в Париже, все полученные призовые деньги перечислил на строительство кардиологического центра в Краснодаре.

Другая жизнь началась в начале 90-х, когда Михаил вернулся в родной поселок – присматривать за пожилыми родителями. Да так там и остался. Решил отстроить себе в поселке красивый дом. Соседи отговорили: мол, если есть возможность – возведи-ка нам лучше церковь. Спросил он благословения у своего духовника отца Георгия, и – за дело. Как только заложили фундамент, в ней стали проводить службы.

Отец Георгий тогда же Михаилу сказал: «Занимайся детьми, это твое призвание». Но куда идти? Школы искусств в малонаселенном поселке нет – не положено. Да и самому Михаилу Скворцову было жало детишек, которые маялись без дела после школы. Тогда он решил… открыть школу ремесел в собственном доме! Сказано – сделано. Только через несколько лет ему удалось «выбить» у местных властей небольшое почти разрушенное здание бывшего магазина, где теперь располагается нынешняя школа.

«Я вас всю жизнь ждала»

Все это время Скворцов собирал и старинные ремесленные инструменты, предметы быта. Вторая мечта художника – этнографический музей. Сейчас он находится на его подворье. Чего тут только нет! Старинные крупорушки, зернотерки, ступы, корыта, подковы, топоры, крюки для сена, утюги всех мастей – всего около 2 тысяч предметов. А еще - вся история кузнечного дела. Меха, молоты, наковальни, захваты 19-20 веков. Все инструменты именные, родовые. О каждом Михаил Иванович может рассказывать часами.

А сколько обрядов и историй из жизни он знает! У многих народов кузня – место сакральное, а кузнецов считали чуть ли не колдунами и побаивались. Верили, что в кузнице живет дух семьи, дома. В Абхазии, например, на праздник Косьмы и Дамиана принято накрывать стол в кузне и собираться всей семьей, всем родом - от мала до велика.

- Есть такое поверье - сколько раз кузнец ударит по наковальне, столько грехов отпустится ему на том свете. Вот поэтому я и устраиваю каждый год здесь фестивали кузнецов. Авось, и мне что-то потом зачтется, - шутит Михаил Иванович.

Продолжая рассказ о кузнечном ремесле, он вспоминает совсем уж мистическую историю. Несколько лет назад ходили они вдвоем с Ольгой по старым улочкам Майкопа. Решили зайти во двор одного дома – спросить, нет ли старого инструмента для музея? На лавочке сидит старушка: «Заходите, - говорит, - я столько лет я вас жду! Поставьте журбу к сараю, там и увидите весь инструмент. Отец мой, кузнец, давно его для вас оставил. Так и сказал мне: «Сохрани все. За ним придут люди, ты их сразу узнаешь». Вот вы и пришли».

«Ремесло всегда будет жить, - говорит Михаил Иванович, потому что оно живое». Но важно сохранить преемственность поколений. Сохранить и передать потомкам исконные русские традиции - не только ремесленные, но семейные. Именно в этом видят свое предназначение супруги Скворцовы.