Общество

Жительница Краснодарского края получит компенсацию 25 тысяч евро за избиение ее отца полицейским

Европейский суд по правам человека вынес решение в интересах жительницы края. Фото: digital.report

Уже 11 лет девушка испытывает серьезные психологические проблемы.

Европейский суд по правам человека вынес решение в интересах жительницы Краснодарского края, на глазах которой полицейский при задержании жестоко избил ее отца. Хотя произошло это еще в 2008 году, девушка до сих пор испытывает серьезные психологические проблемы. Страсбургские судьи признали, что в отношении заявительницы была нарушена статья Европейской конвенции, гарантирующая запрет пыток и жестокого обращения, а также право на эффективное расследование. В связи с этим присудили компенсацию морального вреда в размере 25 тысяч евро, сообщает российская правозащитная организация «Комитет против пыток».

С чего все началось

31 мая 2008 года девочка (тогда ей было девять лет – прим. авт.) вместе с отцом собиралась поехать домой после школьного праздника. Она садилась на заднее сидение автомобиля, когда к ее отцу подбежали несколько мужчин, один из которых свалил его с ног и начал жестоко избивать. Позже выяснится, что это были сотрудники правоохранительных органов, которые действовали в рамках оперативного мероприятия.

Девочка выскочила из машины и стала кричать, чтобы ее отца не били. В ответ на это кто-то из сотрудников крикнул: «Закрой рот и сядь в машину». Она испугалась и вернулась в автомобиль. Какое-то время несовершеннолетняя сидела в салоне авто, наблюдая за тем, как ее отца избивают. Затем она выскочила из машины и бросилась бежать. Через некоторое время ее на улице случайно нашел родственник. Девочка была в состоянии шока.

3 июня 2008 года ребенка обследовал невролог, который диагностировал у нее неврологический синдром и неврозоподобный энурез в связи с психотравмирующей ситуацией, которую ей пришлось пережить. Позднее ей также были диагностированы посттравматическое стрессовое расстройство, нейрогенный гиперрефлекторный мочевой пузырь и пролапс митрального клапана. Девочке снились кошмары, она стала замкнутой и начала бояться людей, ей стало тяжело учиться и заниматься музыкой.

В возбуждении дела отказали

10 июля 2008 года родственники ребенка обратились в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, участвовавших в задержании отца девочки. Однако там отказали в возбуждении уголовного дела.

Это постановление было инициативно отменено, однако после этого следователь еще трижды выносил «отказные» постановления. Последний отказ возбуждать уголовное дело семья пыталась обжаловать в суде, однако его признали законным и обоснованным.

14 апреля 2009 года родственники девочки обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека. 11 сентября 2017 года жалоба была передана российским властям.

Отмечается, что задержание отца пострадавшей было обжаловано в суде и признано незаконным. Уголовное дело в отношении него было прекращено в декабре 2009 года в связи с тем, что доказательства были добыты незаконным путем – в том числе, в результате неправомерного задержания.

- Факт задержания отца нанес девочке непоправимый психологический вред, хотя его можно было избежать корректным планированием операции, имеющим целью не только задержание подозреваемого, но и защиту интересов ребенка и его психологической неприкосновенности, – отметила руководитель отдела международно-правовой защиты Комитета против пыток Ольга Садовская, которая представляла интересы заявительницы в Европейском суде.

25 тысяч евро компенсации

12 ноября 2019 года Европейский суд по правам человека вынес постановление по жалобе в интересах заявительницы.

Страсбургские судьи постановили, что имело место нарушение статьи 3 Европейской конвенции о правах человека в материальном и в процессуальном аспекте, поскольку власти не смогли предотвратить жестокое обращение, допущенное в отношении заявительницы, и не смогли провести эффективное расследование ее жалобы на жестокое обращение. Суд обязал Российскую Федерацию выплатить заявительнице 25 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда.