Чего хотят женщины, или Феминизм наизнанку
Сейчас феминизм повсюду. И это не тот феминизм, который был в конце XIX – начале XX века, когда многие женщины объединились и ма
Тогда борьба закончилась победой суфражисток (тех, кто выступал за получение прав собственности и права голосовать). Нет, сейчас это тренд. Быть феминисткой в наше время значит:
-
я мужчине ничего не должна, а мне, конечно, должны;
-
рожать детей уже не модно, да и в принципе они мешают жить в свое удовольствие.
Мне искренне жаль, к примеру, Олимпию Де Гуж*, Марию Трубникову**, Александру Коллонтай и многих других видных феминисток прошлого столетия, к счастью, не увидевших, во что вылился их протест. Впрочем, говоря о том, кого мне жалко, добавлю: мне остро жалко всех нас – моих современниц, воспитанных на противоречивых установках.
С первого взгляда, идеи этих «сильных» женщин воодушевляют. Они убеждены, что все могут сами. Зарабатывать, строить карьеру и даже забивать гвозди в стену. Вот только одна маленькая забавная деталь. Женщины отлично усвоили, что от них ничего нельзя требовать и они ничего не обязаны отдавать. Но вот насчет брать… «Он должен мне, потому что… ну я же девочка». Ментальная установка «мужчина должен содержать семью» никуда не делась.
А вот установка «от женщины, в свою очередь, тоже кое-что требуется» удобно куда-то исчезла. Права есть – обязанностей никаких. Очень точно на эту тему высказался Сергей Михеев в своем интервью на радио «Вести FM»: «Это ложь, которая пришла из Западной культуры. А следствие вот какое: детей рожают меньше, семьи разваливаются одна за другой. Осознанно или неосознанно женскому населению внушаются совершенно порочные, саморазрушительные ориентиры в жизни, которые уничтожают семейные ценности».
Раньше были правила ─ ну, хоть какие-то. Пусть нелепые, пусть утрированные и доведенные до абсурда, но они были. Муж – охотник и добытчик денег. Жена – хозяйка и хранительница домашнего очага. Теперь никаких правил нет или они как минимум размыты. Женщина может вести гораздо более активную жизнь, она работает, а ее вклад в домашние дела сводится к минимуму. А то, за что она отвечала раньше, нынче утратило ценность: стирает машинка, готовит мультиварка, пол и окна моет робот-пылесос.
Особенно позабавила прочитанная мною недавно статья в Meduza, автором (прошу прощения, авторкой, об этом мы поговорим чуть позже) которой стала Ольга Страховская. Сейчас под ее редактурой (и, непосредственно, авторством) в издании Meduza выходят различные материалы, но особенно выделяются те, что касаются вопросов прав женщин и угнетаемых меньшинств. Статья называется «Стыдные вопросы про феминизм. Чего добиваются женщины и что им мешает» (выпуск от 6 марта 2017 года).
Вопросы, кстати, совершенно не стыдные, а логичные, зато ответы не очень. Вот, например, на вопрос «Почему тогда не все женщины – феминистки?» Ольга отвечает «Вполне можно быть домохозяйкой, женой, матерью и феминисткой. Главное, чтобы это было личным и осознанным выбором женщины». И следом говорит: «Правда, встает вопрос, насколько подобный выбор в нынешних условиях может быть свободным, особенно если семья и общество твердят о том, что главные события в жизни женщины – это свадьба и роды». Ах да, общество у нас такое плохое, раз говорит об абсолютно нормальных вещах.
Сейчас у большинства представительниц женского пола ценности перевернулись с ног на голову. Вы – «девочка» и можете позволить себе не работать, но и не отвечать за быт? Отлично! А если так же станет поступать ваш «равноправный» партнер-мужчина? Мы имеем право на деньги и на собственное мнение, мы можем делать карьеру или оставаться дома – это бесспорные постулаты. Осталось только признать право мужчины на аналогичные воззрения и поступки. И как оно? Откуда же тогда появляются эти горькие вздохи о «нахлебниках, которые валяются на диване и пальцем о палец не ударяют»? Всего лишь оттого, что вам платят вашей же монетой.
Идем дальше. Феминистки в Инстаграме вообще отдельная тема. Сотни девушек ежедневно постят о том, как несправедлив к ним мир. Да, мир несправедлив. К сожалению, в большинстве случаев границей их несправедливости является нарциссизм. Они не отстаивают возможность что-то делать, они жалуются, что их безделье никого не восхищает.
Интересный факт. Все феминистки по совместительству и бодипозитивщицы. Девушка, так сказать, ну с очень пышными формами, под ником в Инстаграме Оля Касс выкладывает свои обнаженные фотографии с подписями «Я классная! Надела новое белье и позирую. Пользуюсь случаем, чтобы посветить своей пятой точкой». Ничего не имею против девушек с лишним весом, но, когда ты выкладываешь фотографии, да и еще и с таким посылом, будь готова к критике. И вот тут-то девушка уходит на перезагрузку, потому что вдруг понимает, что: а) никто (кроме нее самой) не запрещает ей делать то, что она хочет, и б) в реальности она хочет не делать что-то, не быть кем-то, а просто признания. Они не хотят делать, что хочется, они не хотят быть собой. Их цель в том, чтобы любой их поступок вызывал у окружающих одобрение. Не безразличие, не отсутствие реакции, а именно одобрение. На этом инстаграм-феминизм заканчивается.
Феминитивы
В истории русского языка существовало три волны феминитивов, и мы поговорим как раз о третьей, которая настигла нас в 2010 годы.
Она объясняется влиянием западноевропейских языков, но интересно, что английский здесь только подает идею гендерной правки, а приемы заимствуются из других языков, в первую очередь – из немецкого и французского.
Наиболее распространенное предложение состоит в том, что новые слова женского рода для называния женщин надо образовывать при помощи суффикса -ка: авторка, блогерка, дизайнерка, президентка.
Правда, это «правило» до сих пор не проникло в авторитетные академические источники и справочники по стилистике, тем не менее оно активно распространяется в интернете, что в современном мире, может быть, даже важнее.
Вот фрагмент из интересного исследования лингвиста Александра Пиперски, автора книги «Конструирование языков»: «Как же относиться к новым феминитивам? Единственно правильного ответа на этот вопрос быть не может. Если вы феминистка или феминист, то, скорее всего, вы одобряете их внедрение. Если вы консерватор, то едва ли они вам нравятся. Я же позволю себе высказаться как лингвист. Представим себе, что феминистки и феминисты настоят на том, чтобы суффикс -ка употреблялся при всех названиях профессий, а их идеологические противники свыкнутся с этим нововведением, будет ли это значить, что наступил счастливый финал и русский язык достиг идеального спокойного состояния?
К сожалению или к счастью, нет: ведь язык – это очень сложно устроенный организм, в котором стоит только потянуть за одну ниточку и что-нибудь изменить, как что-то сломается в другом месте. Тщательное употребление феминитивов влечет за собой резкое удлинение языковых выражений в тех ситуациях, где гендер не важен».
И ведь как язык тесно связан с обществом! Чем больше углубляешься в тему феминизма, тем больше убеждаешься, что реального понимания этого движения у людей еще нет. Раз за разом они высказывают необходимость этой идеи, внедряют феминитивы, абсолютно не осознавая, что это либо не относится к феминизму, либо является полным антинаучным бредом. Из вышеперечисленного в моей статье хочу подвести небольшие итоги:
-
Во-первых, изначально идеи феминизма были совсем не тем, во что они превратились сейчас.
-
Во-вторых, из-за негативного влияния культуры, неправильного воспитания, рекламы, маркетинга и прочих факторов, понимание ценностей семьи и отношений между мужчиной и женщиной было сильно извращено, что привело к огромному росту количества разочарованных, обиженных, брошенных женщин, которые пытаются выместить свое недовольство и разочарование на мужчинах.
Принимая все это во внимание, я предлагаю отказаться в своей критике маргинальных и экстремистских женских проявлений в современном обществе от использования термина ФЕМИНИЗМ, заменив его каким-нибудь другим. Нужно уважать свой язык и свою культуру, а не искажать все подряд, агрессивно пропагандируя свои взгляды. Ведь искать виноватых гораздо легче, чем что-то делать самому.
*Олимпия де Гуж – одна из ключевых фигур в истории феминизма. Она вращалась в революционных кругах, отстаивала идеи аболиционизма и права женщин. Ее перу принадлежит «Декларация прав женщины и гражданки» – программное сочинение, в котором Олимпия требовала для женщин права на развод, отмены церковного брака и замены его гражданским, отстаивала права незаконнорожденных детей и т. п.
**Мария Трубникова. Начало женского феминистского движения в России связывают с именем Марии Трубниковой. Именно благодаря ей женщины дореволюционной России получили право на высшее образование.