На Кубани выбрали учителя года – 2020. Им стала преподаватель гимназии № 3 Краснодара Ирина Марюхина
Теперь она представит Краснодарский край на всероссийском конкурсе. О том, кто ей помогал, чему ее учат школьники, и о научном п
– Что для вас значит эта победа?
– Это большая ответственность – прежде всего потому, что впереди всероссийский этап. В то же время это радость. Потому что конкурс – возможность профессионального и личностного роста. Вообще же уверена: чтобы быть хорошим учителем и любить детей, звания и слава не нужны.
Скажу честно: о победе не думала. Ставила себе задачу просто достойно представить нашу школу.
– Легко ли дались конкурсные испытания?
– Нелегко. Но было очень интересно. Нужно было провести открытый урок, воспитательное мероприятие. Кроме того, я показывала мастер-класс, готовила электронный образовательный проект. Затем были публичная лекция и разговор с министром образования Кубани.
Сложно было, потому что пришлось давать открытый урок перед совершенно незнакомыми учениками. К тому же я решила объединить литературу с живописью. Повод такой: совсем недавно министерством культуры был разработан культурный норматив школьника – проект, направленный на повышение культурной грамотности детей. Меня как учителя-словесника он, конечно, заинтересовал. Ведь современные школьники, несмотря на их знания в информационных технологиях, к сожалению, многое упускают в плане культурного багажа. Я не считаю, что это чья-то вина. Это тенденция современного общества. Но пробел надо восполнять. Вот я и решила провести урок по поэме Гоголя «Мертвые души», используя иллюстрации Марка Шагала. Получился такой диалог культур. Кроме того, на конкурсе нам пришлось даже писать сочинение. Да-да. Тема – «Роль обучения в жизни учителя». Почувствовала себя ученицей. И поняла, что 3 часа для сочинения – это мало (улыбается).
– В этом году впервые ввели испытание, связанное с интернетом. Что вам пришлось делать?
– В режиме онлайн каждый учитель должен был создать свой IT-ресурс. Считается, что одна из задач современного педагога – обучить детей работе с информационными технологиями. Тему мы, конкурсанты, узнали непосредственно перед испытанием. Она была посвящена 75-летию Победы. Я создала на платформе Класс.ру образовательный курс. Туда входил анализ текста на военную тему, ответы на вопросы, просмотр видео и его обсуждение в чате в онлайн-режиме. Хотя на своих уроках в школе я стараюсь минимально использовать информационные технологии, поскольку считаю, что уроки литературы – это уроки души. И мы на них как раз отдыхаем от гаджетов.
– Знаю, что один из вопросов в беседе с министром был о том, как вы понимаете качество образования. Как вы на него ответили?
– Для меня образование складывается из нескольких факторов. Важна технология, которую использует преподаватель. Второе – среда, в которой он осуществляет свою деятельность. И третье – результат. Кроме того, необходимо формировать у школьников еще и надпрофессиональные навыки. То есть дети должны понимать, как учиться, как жить и творить в условиях постоянно меняющейся жизни, уметь принимать решения. Исхожу из того, что в последнее время мы сталкиваемся с тем, что у выпускника знаний много, но он порой не знает, как их применить.
– Сколько лет вы преподаете в школе?
– Педагогический стаж у меня небольшой – 5 лет. Дело в том, что сразу после окончания Кубанского госуниверситета я ушла в длительный декрет – у меня трое детей. Кстати, старшая дочь, так же как и я, мечтает стать учителем или воспитателем, любит рисовать. Сын занимается футболом. Они оба ходят в школу, где я работаю. Но я у них не преподаю – это не принципиально, но предпочтительно. Младшая дочка только пойдет в этом году в первый класс.
– Как же вы справляетесь со всем этим: работа в школе, региональный конкурс, большая семья?
– Семья у нас дружная, все друг другу помогают. Неоценимую поддержку оказывает, конечно, муж. Он бывший преподаватель русского языка. И тоже участвовал в конкурсе «Учитель года» и других профессиональных соревнованиях, но раньше. Тогда я ему помогала в подготовке, в этот раз – он мне.
– А вы участвовали в этом конкурсе ранее?
– Нет, никогда. И не сразу решилась попробовать свои силы: у меня два выпускных класса, это дополнительная ответственность. Но дело сделано.
Есть и другой опыт. Со своими учениками я стараюсь принимать участие в научно-практических конференциях. Так, в прошлом году взяли на одной из них Гран-при в Москве. Также у нас было два первых места и одно второе – его заняла, кстати, моя старшая дочь.
– Гран-при? Чем вы удивили москвичей?
– Москвичи действительно были удивлены. И даже попросили использовать текст нашей работы, получившей высшую награду. Мы взяли актуальную сейчас проблему – приемы речевого манипулирования сознанием подростков в социальных сетях. Дети из-за своей незрелой психики подчас не осознают, что ими «кукловодят». А последствия могут быть трагическими, вплоть до самоубийства.
Мы с ребятами изучали и теорию, то есть сами языковые техники, и практику – анализировали высказывания модераторов некоторых групп для подростков в соцсетях. Например, с детьми разговаривают глаголами в повелительном наклонении, типа «беги», «расскажи», «покажи». Используют парцелляцию – намеренное расчленение предложения на отдельные слова вроде «Ты! Сегодня! Должен!» и т. д. Это все насилие над психикой! Хочу призвать родителей внимательнее относиться к тому, с кем чадо общается в соцсетях.
– Ирина, действительно чувствуется, что вы влюблены в свою профессию. Почему решили стать учителем русского языка?
– Хороший вопрос, потому что в моей семье не было филологов. Мама – швея, отец преподавал ремесло в техникуме. Просто в моей школе была прекрасная учительница русского языка и литературы. Помню, ее уроки настолько трогали меня за душу, что пару раз я даже плакала. К тому же я очень люблю работать с детьми, видела себя только в педагогике. Выбор стоял такой: исторический факультет или филологический? Решила в пользу второго, так как преклоняюсь перед русской литературой. Любимый автор – Федор Достоевский.
– Ожидание от профессии и реальность сильно отличались?
– Нет. Я всегда знала, что у учителей много работы, а зарплаты не такие большие. Что порой бывает тяжело, поскольку приходится общаться и с учениками, и с их родителями. А они, как известно, бывают разные. Тем не менее в своей работе вижу больше плюсов. В школе должен работать человек, который прежде всего любит детей. Эта любовь к ним подпитывает меня каждый день. Еще мне нравится, что здесь я и сама постоянно учусь – просто не имею права остановиться. Обучение – это развитие. Вообще, считаю педагогику своим призванием.
– Дети вас чему-то учат?
– Конечно. И многому. Меня порой удивляют их недетская мудрость и умение нешаблонно мыслить. Ну и, кроме того, они в курсе всех последних информационных технологий. Тут я перед ними снимаю шляпу.