Юрий Лучинский: «Останавливаться некогда»
О роли журналистики в общественной жизни, тенденциях ее развития, глобализации медиа и многом другом мы узнали у самого профессо
Коллеги его называют трудягой, мегаталантом, суперэрудитом. Он занимается американистикой и краеведением, журналистикой и арт-критикой. Получил заслуженное международное признание. Хорошо известен кубанскому читателю. Достаточно вспомнить его просветительский цикл в СМИ, посвященный 150-летию истории кубанской журналистики.
Он восстанавливал медийное прошлое Кубани через портреты: первого редактора первой местной газеты «Кубанские войсковые ведомости» Георгия Есаулова, редактора-новатора Льва Праги, русского казачьего офицера Василия Гамалия…
Научно-медиаведческая деятельность Юрия Лучинского хорошо известна в академических кругах Москвы и Питера, Урала и Кавказа, ближнего и дальнего зарубежья.
– Юрий Викторович, вы стали свидетелем двух исторических эпох: что изменилось в журналистике и как изменились журналисты?
– Ускорилось время, быстро развиваются технологии, успешное вчера может стать помехой для движения вперед сегодня. Идеологические схемы претерпели серьезные трансформации. Девяностые с их партийной сумятицей уже стали историей, перестроечные восьмидесятые словно преданья глубокой старины. Новый набор популярных имен, новые лидеры мнений, новая стилистика, новая мода. Меняются форматы подачи информации, аналитика ищет иные способы общения с аудиторией.
Журналистика стала более крикливой и суетливой. Задача попасть в новостной топ затмевает все, в первую очередь качество. Журналистское слово стало небрежным, а вбрасываемые в интернет тексты отдают легкой малограмотностью. О блогерах-мыслителях и инстаграм-кропателях даже говорить не хочется. Да что тут скажешь, если «Яндекс Дзен» формирует повестку дня, ежесекундно вываливая в сеть кучу бесполезного лингвомусора. Для большинства читателей просмотреть незатейливый лонгрид – уже духовный подвиг. На глазах утрачивается культура чтения. Мир на краю какого-то цифрового средневековья.
– Как начиналась ваша научно-педагогическая деятельность?
– Началась она на кафедре зарубежной литературы Кубанского университета. Да и кандидатская диссертация была посвящена проблемам американской поэзии XIX века – Эмерсон, Торо, Уитмен, Дикинсон.
Девяностые стали временем исканий, когда выбор стоял между философией, историей и лингвистикой. Но совершенно неожиданно победила журналистика, способная вместить в себя все что угодно. Ею интересно заниматься и ее интересно изучать.
– А были люди, которые вас сильно впечатлили, когда вы учились или работали?
– Жизнь предлагает неслучайные встречи. Они остаются в памяти. Что-то подсказывают. Что-то определяют. Их было немало. Не буду называть имена, чтобы не обидеть кого-то. Хотя одно имя нельзя не упомянуть. Профессор Георгий Богин – один из основателей отечественной герменевтики. Жил и преподавал в Твери. Его уже нет в живых. Замечательный собеседник, человек широчайшего кругозора. Оценка Георгия Исаевича была важна для меня.
– Вы обладаете прекрасным чувством юмора. Помогал ли он вам в каких-то серьезных ситуациях?
– Без юмора вообще сложно жить. Ведь проблемы возникают там, где их не ждешь, а решать их надо. Впадать в пессимизм совершенно бессмысленно. Юмор всегда выручает. И при общении со студентами, и при разговоре с начальством. Да и в супермаркете он не помешает. Насчет ЖЭКа и ГИБДД не уверен.
– Вы когда-то печатались в кубанской газете «Душа моя». Сегодня она не издается, но читатели помнят ваши замечательные публикации о культуре. Не возникало у вас желания создать тематические авторские вечера или просветительский цикл для нашей молодежи?
– Действительно, «Душа моя», несмотря на название, которое мне особо никогда не нравилось, стала явлением в жизни кубанской журналистики. Я даже входил в состав редколлегии в последние годы.
По поводу авторских вечеров можно подумать. Я часто выступаю на открытии разных выставок, но это короткие выступления. Нельзя надолго отвлекать зрителя от картин или объектов. Сейчас, правда, тоже как-то неожиданно появился театр драмы. Меня позвали читать туда лекции. Летом проходят театральные лаборатории, и мне было интересно поучаствовать в проектах «100% Горький» и «С любовью. Пушкин». Недавно была премьера лермонтовского «Маскарада». Снова позвали выступать. На этот раз в День театра. В программке была заявлена тема «Мефисто-вальс. Пушкин/Лермонтов» и указано место проведения – ресторан театра. Что тут поделаешь – театр есть театр.
– Удовлетворены ли вы своей работой? Что бы вы хотели сказать о студентах журфака? Ваши пожелания молодым.
– Если нет удовлетворения от работы, лучше тогда поискать другую. А студенты? Они такие же, как 20 лет назад, только интернет их испортил. Почти перестали полагаться на память – Google облегчает поиск, но убивает системное знание. Сознание становится клипово-мозаичным, когда чуть более сложное задание, связанное с минимальными логическими операциями, вызывает оторопь. Но это веяние или болезнь времени. Если хочешь стать профессиональным журналистом, нужно научиться мыслить независимо, находить в любом предмете сюжет и ясно излагать найденное. Добротным русским языком.
– С какими планами и замыслами встречаете юбилей?
– Планов много. В первую очередь хочется завершить начатое. А это и перевод книги Эдгара По «Литераторы Нью-Йорка», частично выполненный для московского альманаха «Литературные знакомства», и серия историко-расследовательских передач на «Казак FM», где кое-что уже записано, но для полного цикла надо дописать еще, и издание книги документальных очерков из недавно опубликованного в прессе… Список можно продолжить, научное перемежается с чисто журналистским, художественное – с арт-критикой. Останавливаться некогда.
Профессора Юрия Лучинского поздравляют коллеги и ученики.
Владимир Тулупов, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью, рекламы и дизайна, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета:
– От имени факультета журналистики ВГУ я искренне поздравляю с юбилеем профессора Юрия Викторовича Лучинского. Знаю, что он был одним из тех, при ком складывалась научно-образовательная школа кубанской журналистики. Он многое делал и делает, будучи и заведующим кафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций, и председателем докторского диссовета, и директором Института медийных исследований КубГУ. Выпускник английского отделения факультета романо-германской филологии Юрий Викторович стал в России одним из самых серьезных исследователей зарубежной журналистики. Неслучайно он является членом многих международных ассоциаций, таких как European Association for American Studies (EAAS), International Association for Media and Communication Research (IAMCR) и др.
Желаю Юрию Викторовичу здоровья и дальнейших успехов в науке и педагогике.
Александр Полозов, журналист:
– Так получилось, что ученики Юрия Викторовича – Инна Каргаполова, Мария Трещова и я – сегодня вместе работают в пресс-службе Краснодарского университета МВД России. Очень часто вспоминаем учебу на журфаке. И особенно лекции Юрия Викторовича, как мы с упоением их слушали. Никто не пропускал его пары. Слова «наука», «многогранный талант» и «преподаватель» у нас ассоциируются с именем Юрия Викторовича Лучинского. Он мудрый наставник и среди студентов всегда пользовался авторитетом. Буквально заражал своей увлеченностью, уводил нас далеко-далеко в историю зарубежной журналистики. Бескорыстный, добрый человек, но очень требовательный ученый. Многие из его студентов успешно реализовались в профессии. Помимо знаний, он нам дал важный стимул – неустанно расширять кругозор, интересоваться культурой, ценить искусство.
Наше журналистское братство желает Юрию Викторовичу здоровья, благополучия, успехов и способных неравнодушных студентов!
Михаил Каргаполов, советник в аналитическом отделе информационно-аналитического управления ЗСК:
– Юрий Лучинский запомнился как один из самых сильных преподавателей факультета журналистики. Ученый с авторитетным именем, обширным интеллектуальным багажом не только в преподаваемых дисциплинах, будь то история мировой литературы или типологизация современных СМИ, но и в любой области человеческих знаний.
Посещать пары профессора Лучинского было удовольствием. Дипломные работы, написанные под руководством Юрия Викторовича, – знак качества. Он легко подбирает темы для будущих работ и ровно так же разбирает их на составляющие. Его подход позволяет изучить и описать все вопросы досконально и раскрыть тему.
Благодарю судьбу за то, что дала возможность получить знания от одного из ведущих ученых Кубани, России в области филологии, литературы и журналистики Юрия Викторовича Лучинского. Считаю сей факт огромной профессиональной удачей.
Анна Шереметьева, издатель журнала CARAT:
– Все мы выращены журфаком. Любой выпускник, кто сегодня трудится в краевых, федеральных СМИ, скажет вам, что таких звездных преподавателей, как Юрий Викторович, единицы. Ю. В. Лучинский не просто талантливый лектор и умный человек. Он очень грамотный научный руководитель. В процессе совместной работы над дипломным проектом, посвященным британскому журналисту, знаменитому путешественнику Генри Стэнли, он научил меня не поверхностно смотреть на истории великих людей, а изучать их детально, доходить до сути и находить истину.
Возможно, если бы не его интеллектуальное, философское, медийное воздействие на меня, я бы не знала каких-то тонкостей своей сегодняшней работы, то есть он направляет тебя, помогает докапываться до глубины вопроса. Чтобы ты к этому пришла сама. Он легко и непринужденно мог увлечь всю группу в историю журналистики так, что мы открывали для себя целые миры, постигали тайны мироздания. Он помогает правильно домысливать, развивать аналитическое мышление. Благодаря Юрию Викторовичу я узнала много об Африке, я открыла ее для себя по-новому. В профессоре Лучинском заложена мотивационная составляющая, и он ее первоклассно преподносит. Использую все его наказы, советы в своей профессиональной практике, а она напрямую связана с медиабизнесом. Я желаю Юрию Викторовичу здоровья для выращивания новых востребованных специалистов в СМИ.
Анастасия Куропатченко, пресс-секретарь КМТО «Премьера»:
– Не буду лукавить, что помню лекции Юрия Викторовича, но если заходит речь о «Песнях невинности и опыта» или «Потерянном рае», каждый раз я мысленно благодарю профессора Лучинского, что два с лишним десятилетия назад смог объяснить, как мне пригодятся их культурные коды.
Каждый раз, когда я открываю пока еще пустое окошко текстового файла, я думаю, что было бы хорошо, если бы заполнивший его текст хоть на четверть был бы так же интересен, как статьи Юрия Викторовича о визите Вертинского в Екатеринодар или шпионских играх на Кубани начала ХХ века.
А еще в те относительно недавние времена, когда мало кто употреблял дивные слова «совриск» и «куратор», Юрий Викторович делал роскошные вернисажи в «Семи картинах». Да и, честно говоря, писать для книжки под редакцией Лучинского тоже было увлекательно и здорово.
Долгих лет вам, Юрий Викторович, новых научных (и иных приятных) открытий, толковых студентов!