Как кубанские разведчики сорвали планы прорыва фашистов в Закавказье
История о Краснополянской оперативно-чекистской группе и ее руководителе,которым удалось вычислить предателей и сорвать планы н
Сегодня гриф «Секретно» по указу президента РФ снят со многих документов времен Великой Отечественной войны. Совместно с краевым управлением ФСБ наша газета продолжает рассказывать о ранее неизвестных фактах разведывательно-диверсионных операций на территории Кубани.
Тайными тропами
Руководил опергруппой, действующей в горной местности близ Сочи (сегодня здесь курорт «Красная Поляна»), Иван Бабайцев. В службе госбезопасности он работал с 1923 года, а в 1942-м возглавил особый отдел в управлении НКВД Краснодарского края.
Именно ему во время оккупации Кубани предстояло руководить оперативно-чекистской группой, которая вела разведку в тылу врага. За это Иван Давыдович был награжден медалью «За отвагу» и вторым почетным знаком «Заслуженный работник НКВД». В аттестации разведчика записано: «Товарищ Бабайцев в агентурно-следственной работе имеет значительный опыт. Правильно может разбираться в политических и оперативных вопросах».
Разведчикам удалось выследить передвижение немецких войск. Была получена информация, что фашисты выбрали для переброски войск в долине реки Большой Лабы старую дорогу, по которой мало кто ездил. Для начала по ней стали перевозить на автомашинах лошадей и мулов. Было ясно, что главная цель – граница с Абхазией. Оттуда немцы козьими тропами намеревались просочиться на территорию соседней Грузии.
За кордоном Умпырь
Начальник управления НКВД Краснодарского края Константин Тимошенков 8 сентября 1942 года на основании сообщения, полученного от кубанских разведчиков, докладывал члену Военного Совета Закавказского фронта Лазарю Кагановичу: «Агентура Краснополянской оперативной группы УНКВД доносит, что отдельные группы немецких войск, пользуясь отсутствием наших частей по реке Киша (приток Белой), проникли в район горы Чугуш и заняли ее. Затем противник продвинулся вперед и занял гору Ассара, направляя разведку в сторону рек Лауры и Ачестсе».
Эта информация срочно легла на стол командующего Закавказским фронтом генерала армии Ивана Тюленева. Благодаря своевременно принятым мерам попытки прорыва немцев в Грузию, окружения советских войск и выхода фашистов к Сочи были сорваны.
В отчете о работе, проделанной группой за время дислокации в поселке Красная Поляна, Иван Бабайцев информировал руководство:
«С 23 августа 1942 года по 10 января 1943 года оперативной группой переброшено в тыл противника 13 человек».
За это время Краснополянской опергруппой было переброшено на территорию противника 16 разведчиков, которые представили исключительно ценную информацию о расположении сил противника, его коммуникациях, количестве и роли предателей, перешедших на службу к врагу.
Разведкой были охвачены станицы Псебайская, Андрюковская, хутор Соленый, поселок Шедок, кордон Умпырь, долина Загедан, село Черноречье, станица Даховская, поселок Хамышки, районы по долинам рек Малой и Большой Лабы, Цафо и Псоу.
По тонкому льду
Линия фронта быстро приближалась к западным районам нашего края. Немцы уже захватили Крым и Приазовье Украины. В это время Ейский, Приморско-Ахтарский и другие районные отделы краевого управления НКВД активизировали заброску агентов на оккупированную территорию. Разведчиков засылали в основном в города Мариуполь, Осипенко (Бердянск) на Украине и Таганрог (Ростовская область).
Если диверсантов-разведчиков перебрасывали в эти районы со стороны Приморско-Ахтарска, то они добирались до места операции на рыбацких суденышках, а если с Ейской базы, то люди переходили Таганрогский залив, а это десятки километров по льду.
Уже первая разведгруппа, побывавшая за линией фронта в начале февраля 1942 года, добыла сведения большой ценности. Была детально изучена немецкая оборона азовского побережья на линии Таганрог – Мариуполь. Установлено, что в 22 населенных пунктах этого участка действуют 6 аэродромов, 11 штабов воинских частей, 15 складов с боеприпасами и 40 артиллерийских батарей.
В августе 1942-го управление НКВД были передислоцировано из Краснодара в Сочи.
Иван Бабайцев 27 октября 1942 года докладывал руководству: «Вследствие того, что с 15 октября 1942 года перевалы закрылись из-за снежных заносов, оперативный состав с перевалов был отозван». На этом активная фаза деятельности Краснополянской оперативно-чекистской группы закончилась.