Общество

Учитель года-2019 Галина Мирная: ««Цифра» никогда не заменит живое слово учителя»

Галина Мирная Фото: из архива Галины Мирной

Реализация на Кубани региональных проектов в рамках нацпроекта «Образование» глазами педагога.

В минувшем году почетное звание «Учитель года Кубани – 2019» получила педагог из Славянского района Галина Мирная. Учитель английского языка лицея № 1 города была в числе лидеров с самого начала состязаний и заслуженно признана лучшей.

Победитель конкурса педагогического мастерства ответила на вопросы «КН» о значении национальных проектов в сфере образования.

Так дерзай!

Галина Мирная мечтала стать учителем с шести лет. И не случайно, ведь она росла в большой учительской династии. Только по линии ее мамы Наталии Цыганенко учителями были десять человек, с общим педагогическим стажем более 200 лет. А теперь и старшая дочь Галины хочет стать учителем физики. Семейные традиции продолжаются.

Лучший учитель Кубани уверена, что главное в работе педагога – любовь к детям. Научить могут многие, а вот стать наставником, другом, воспитателем дано не всем, считает она. Хороший педагог не устает пробовать новое, придумывать мероприятия, конкурсы, необычные занятия. За 12 лет работы Галина Мирная издала четыре пособия в помощь учителям и детям, изучающим английский язык. Еще одно пособие находится в разработке. Она – участница и призер многочисленных конкурсов и фестивалей. «Каждый человек – кузнец своего счастья. Так дерзай!» – ее девиз. Педагог уверенно идет с ним по жизни и зовет за собой учеников.

Важно общаться вживую

– Галина Александровна, главная цель национального проекта – повышение качества общего образования. И кто как не педагоги оказываются в центре всех изменений? Региональный проект «Современная школа» направлен на развитие системы наставничества, строительство новых школ, открытие центров «Точки роста» и многое другое. Что вы думаете об этом проекте?

– Конечно, радует, что в нашем крае строятся новые школы, открываются центры с новейшим техническим оснащением. Но важно не забывать, что современная школа – это не только здание и новые классы. Это, прежде всего, доступность и возможность любому ребенку получить образование. Для этой цели используют различные цифровые ресурсы, развивают дистанционное обучение, ведут онлайн-уроки, проводят вебинары и так далее.

Школа – это не помещение, а образовательное пространство.

Причем совсем отойти от классно-урочной системы наше образование пока не может, а значит, строительство новых школ – необходимое условие. На данном этапе школа является чуть ли не единственным местом, где дети общаются. Общаются вживую. Здесь происходит обмен информацией и выстраивается связь между поколениями. А значит, значение школы все еще велико и нам необходимо делать все, чтобы она была авторитетом у учащихся. И здесь, я считаю, должен помочь национальный проект, и, конечно, региональные.

– «Успех каждого ребенка» – этот региональный проект нацелен на увеличение охвата детей дополнительным образованием, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Строительство и ремонт спортивных залов, открытие технопарков «Кванториум», профессиональные компетенции – эти и другие мероприятия запланированы в его рамках. Как вы думаете, интересно ли это будет вашим ученикам?

– Я с радостью наблюдаю за изменениями в школах, за открытием технопарков, развитием новых направлений. У детей должно быть все красивое, удобное, функциональное. И, конечно, у них должен быть выбор кружков и дополнительного образования. Главное при этом – не потерять личность ребенка и личность педагога.

Во-первых, надо воспитать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает, иначе новое вскоре будет сломанным, старым.

Во-вторых, необходимо помнить, что должны быть не только места, но и специалисты, которые будут работать с детьми в этих прекрасных технопарках. И, конечно, важно не забывать, что все должно быть доступно и пользоваться спросом, то есть надо строить не во имя стройки, а таким образом создавать будущее нашей страны.

Среди моих учеников немного тех, кто планирует связать свою жизнь с инженерной деятельностью, но ученики 5-х классов с удовольствием посещают кружки робототехники, информационной грамотности, английского языка. При этом они поют, танцуют, рисуют. Выбрали ли они профессию? Вряд ли. Но вот такое развитие наверняка поможет им в любой работе, чем бы они в будущем ни занимались.

Родителям в помощь?

– Как вы относитесь к использованию цифровых технологий в преподавании? Ведь реализуется целый региональный проект «Цифровая образовательная среда», который весьма обширен – от цифрового дневника и журнала до изучения образовательных программ через интернет и на цифровых носителях. Облегчает ли это вашу работу? Что говорят родители по поводу электронных дневников и журналов?

– Цифровизация уже давно стала неотъемлемой частью образования. Электронные журналы и дневники, дистанционное обучение, учительские сайты, образовательные платформы типа ЯКласс и прочее. Порой это действительно облегчает и проведение уроков, и контроль усвоенной программы. Для внеклассной работы интернет-ресурсы являются просто спасением. Но главное, желая лучшего, не сделать хуже.

Нельзя перегибать, заставлять вести уроки только с помощью «цифры». Как бы то ни было, картинка, видео, графика – это ярко, удобно, компактно, но это всего лишь дополнение к живому человеческому общению, к работе руками, к сотрудничеству и сотворчеству. Порой с болью замечаю, что наши мальчики и девочки, легко ориентируясь в цифровом мире, абсолютно безграмотны в житейском плане. Что касается электронных журналов, считаю, что контроля со стороны родителей стало меньше.

Возможно, они тоже еще не перестроились на новую систему, а может, вздохнули с облегчением, что теперь можно особо не заглядывать в дневники и краснеть из-за замечания ребенку. Живой почерк учителя заставляет живо откликаться родителя. Цифры на экране бездушны и не несут никакой эмоциональной окраски. Наверное, я вас удивила таким подходом, но это мои наблюдения и выводы.

Проект «Учитель будущего» предполагает повышение квалификации педагогических работников, создание условий для их саморазвития, участие в деятельности профессиональных ассоциаций и так далее. Но так ли надо все это учителям?

– На этот вопрос каждый учитель должен ответить сам. Порой простого проведения уроков, выполнения своих профессиональных обязанностей педагогам достаточно. Им не нужны ни конкурсы, ни переподготовки, ни обмен опытом. А кому-то необходимо постоянно повышать квалификацию, внедрять новое, делиться с коллегами. Каждый выбирает то, что ему ближе. Одно могу сказать точно, в наше быстро изменяющееся время невозможно стоять на месте, надо понимать и видеть новые тенденции, вызовы общества и учиться, учиться и учиться. Учитель – это не только наставник, это тот, кто непрерывно учится сам.

Я стараюсь быть в тренде, часто пробую новое, и далеко не все мне нравится. Конечно, участвую в конкурсах и с целью повышения уровня своего мастерства как педагога, и с целью самоутверждения. Я хочу, чтобы моя семья, мои ученики видели и понимали, как важно быть целеустремленным, сильным духом, творческим и активным. На данный момент я со своими коллегами, соратниками, друзьями участвую в конкурсе «Учитель будущего». Для нас это большое испытание и морально, и физически. Я являюсь членом сообщества «Пеликаны Кубани». Конкурс «Учитель года» подарил мне много знакомств с интересными людьми, единомышленниками. Это очень важно.

С душевным порывом

– Еще один региональный проект «Социальная активность» направлен на развитие добровольчества, волонтерства среди учащихся. Важны ли эти направления в современной школе? Ваши ученики участвуют в подобных делах?

– В нашем прагматичном мире должно остаться место добрым делам, за которые не платят деньги. Конечно, волонтерство тоже бывает разное, и организаций сейчас множество. Всегда ли они помогают людям или просто используют бесплатный труд – вопрос. Мы с моими учениками из разных классов регулярно проявляем социальную активность. И делаем это не для галочки, а по душевному порыву. Например, мы являемся благотворителями фонда «Вера» и два раза в год отправляем небольшие суммы денег для хосписа. Это уже, можно сказать, традиция.

Кроме того, периодически выходим к обелискам, мемориалам, находящимся в отдалении и часто в запустении. О таких местах мне рассказывают дети. Мы не ждем 9 Мая или какой-то акции, просто собираемся и наводим порядок. Нередки у нас флешмобы памяти или в защиту окружающей среды. Один из них мы как раз готовим сейчас. Идеи они подают сами, я только поддерживаю и помогаю. Это и считаю социальной активностью.