Под грифом «Секретно». Загадка ликвидации Лазаревской оперативно-чекистской группы
Совместно с краевым управлением ФСБ наша газета продолжает рассказывать о ранее неизвестных фактах и деталях разведывательно-див
Сегодня на основании рассекреченной информации мы расскажем о Лазаревской оперативно-чекистской группе, действовавшей в годы Великой Отечественной войны, и ее руководстве.
Штаб в «орлином гнезде»
Задачи этой группе были поставлены такие же, как и остальным, но дополнительно поручалось создать заслон против диверсантов, пытающихся проникнуть в тыл наших войск через перевалы Главного Кавказского хребта на подступах к Сочи и Геленджику. Сотрудники НКВД должны были наладить работу с помощью местной агентуры.
Оперативно-чекистскую группу возглавлял лейтенант госбезопасности Александр Саленков (1902 года рождения), работавший в органах НКВД с 1925 года.
Размещались разведчики в одном из самых труднодоступных мест Апшеронского района – в селе Нижние Тубы на берегу высокогорной реки Пшехи, рядом со старым абадзехским кладбищем. И в наше время сюда не так легко попасть.
Лейтенант Саленков прибыл в Нижние Тубы 7 сентября 1942 года и уже на второй день докладывал в штаб 18-й армии, к которому была жестко привязана высокогорная разведбаза: «Сегодня принял меры, чтобы подготовить двух-трех хороших, проверенных разведчиков-проводников для диверсионных групп, забрасываемых в тыл противника. Войсковые разведгруппы также поручено укомплектовать нашими проводниками».
В тот же день он доложил, что вернувшиеся из тыла противника разведчики доставили информацию о перемещении немецких войск, которая сразу же была передана в штаб армии, а через линию фронта для проверки этой информации и взятия языка направлена «группа из пяти человек под руководством старшего оперуполномоченного лейтенанта госбезопасности Куваева».
Через несколько дней в Нижних Тубах побывал высокопоставленный сотрудник НКВД с инспекцией. В своем докладе он отмечал: «База группы расположена в пяти километрах от села Марьино, в доме лесника, где я застал заместителя Саленкова – Разуваева. Сам Саленков с 12 сотрудниками безвыездно находится за перевалами в соседнем селении, куда поездка на лошадях занимает двое суток в один конец».
Найти и уничтожить
Наступление фашистских войск вынудило сменить место дислокации опергруппы – с 21 сентября 1942 года основной состав перебрасывается в сельские советы Лазаревского района Сочи. На тот момент положение разведчиков резко ухудшилось: возникли сложности с поиском проверенных местных жителей для переброски в тыл противника.
Вот что сообщал Александр Саленков руководству управления НКВД: «Положение группы остается тяжелым, так как в горах выпал снег, а не только обмундирования, но и хорошей обуви в группу не поступило».
До октября 42-го в группе насчитывалось 16 человек. Тем не менее им удалось в августе – сентябре переправить через линию фронта свыше 25 человек для разведки в Апшеронском, Майкопском, Белореченском районах.
Разведчики активно искали контакты с местными партизанскими отрядами: задача стояла активизировать повстанческую борьбу в тылу врага.
Один из таких случаев произошел в сентябре того же года. Белореченский партизанский отряд из 50 человек самовольно покинул занимаемые позиции и перешел из тыла немецкой армии на не занятую врагом территорию. Николай Саленков провел расследование и установил причины возникновения такой ситуации… А несколькими днями позже руководитель Лазаревской опергруппы успешно разыскал командование Апшеронского партизанского отряда и установил с ним живую связь.
Руководство управления НКВД было довольно работой лейтенанта Саленкова и отмечало, что его группа «с возложенными задачами справляется».
Возвращаясь, переброшенные за линию фронта разведчики доставляли ценную информацию: о скоплении войск противника и автотранспорта в станице Апшеронской, размещении немецких штабов противника в Нефтегорске, наличии артиллерийских орудий и минометов в Армянско-Кубанском хуторе.
За все время деятельности группы было подготовлено и передано в 18-ю армию 5 постоянных проводников, хорошо знающих лестные тропы, выявлено и задержано 19 дезертиров.
Семеро смелых
Оперативная группа в полном составе передислоцировалась 20 октября 1942 года в село Арихипо-Осиповка, что под Геленджиком.
За два месяца было переброшено в тыл фашистской армии 48 человек: 9 групп разведчиков по 2 человека и столько же «одиночек» плюс войсковая разведгруппа из 21 человека.
Широк был диапазон оккупированных территорий края, куда направлялась забрасываемая группой агентура, – Краснодар, Анапа, Кропоткин, Тихорецк и еще девять станиц и поселков. В основном им давались разведывательные задания. Но планировались и диверсии, когда задачей разведчика было устроиться на предприятия, управляемые немцами, и подорвать склад с горючим.
– Важно вводить в научный оборот документы, которые, к примеру, содержат сведения о быте, повседневной жизни прифронтовой полосы, трудностях, которые приходилось преодолевать. Представляют научный интерес данные о специфике обстановки на линии фронта в предгорьях Кавказа, деятельности партизан и подпольщиков на занятых гитлеровцами территориях.
К концу 1942 года в опергруппе осталось всего семь человек личного состава. Почему так случилось, не совсем ясно, но очевидцы тех событий в своих отчетах указывают на целый комплекс причин: ранения, болезни и переводы разведчиков в другие подразделения.
Саленков 30 декабря просил руководство незамедлительно прислать в помощь группе 8–10 оперработников, но начальник управления краевого НКВД Константин Тимошенков поступил иначе. Он принял решение ликвидировать группу Саленкова. Архивы сохранили его указание на этот счет: «В связи с изменившейся обстановкой в оперативном обслуживании этого участка по выброске агентуры в тыл противника вверенную вам оперативную группу немедленно расформировать».
Весь наличный оперативный и агентурный состав Лазаревской группы был передан в распоряжение Новороссийской опергруппы старшего лейтенанта госбезопасности Алексея Бесчастнова.
На этом история Лазаревской группы заканчивается, но краеведам еще предстоит собрать ранее засекреченную информацию, чтобы лучше узнать все подробности этого дела.