Общество

Под грифом «секретно»: через фронт – на коньках

Штаб Нефтегорского соединения партизанских отрядов.

ФСБ рассекретила документы, как советские разведчики перебрасывались в фашистский тыл.

Экспертной комиссией УФСБ России по Краснодарскому краю гриф «Секретно» снят с целого ряда документов военных лет. Совместно с архивом краевого управления ФСБ наша газета продолжает рассказывать о ранее неизвестных фактах и деталях разведывательно-диверсионных операций на Кубани.

Сегодня на основании рассекреченной информации мы расскажем об оперативно-чекистской группе под руководством Виктора Синько, действовавшей в годы Великой Отечественной войны.

Переходит все границы

Создавая оперативно-чекистские группы с задачей проведения разведки на оккупированной фашистами территории, руководство НКВД понимало, что для этих целей потребуется значительный штат людей. А населения в прифронтовой полосе осталось мало. Кроме того, далеко не все подходящие для вербовки кандидаты желали или могли участвовать в сложной и опасной работе. Здесь требовалось даже не просто желание, а сноровка, опыт и, быть может, талант.

Приказом от 29 сентября 1942 года на Северном Кавказе было создано три оперативно-чекистские группы. На них возлагалась обязанность по контролю за прифронтовой территорией, подбору и вербовке агентуры в помощь чекистам, работавшим в тылу у немцев.

Одну из таких оперативно-чекистских групп возглавлял старший оперативный уполномоченный секретно-политического отдела управления НКВД лейтенант госбезопасности Виктор Васильевич Синько. В то время ему было 30 лет, в органах госбезопасности он работал с 1938 года.

Вербовка у «Оленьего» водопада

Штаб этой группы располагался в труднодоступном селении Ажек, которое располагалось в устье одноименной горной речки. Сегодня это Хостинский район Сочи, сюда туристов водят смотреть на Ажекский водопад. В стародавние времена здесь селились черкесские племена. По одной из гипотез, Ажек означает «олений край». Такое название было дано местными жителями неспроста. Рядом еще одна сегодняшняя достопримечательность – гора Сахарная, названная так из-за необычайно красивой снежной шапки.

Но во время войны было не до красот. О работе Виктора Синько в сохранившейся характеристике от 20 октября 1943 года говорилось: «В период оккупации Краснодарского края все время находился с оперативной группой у линии фронта, в горах. Подобрал ряд кандидатур на переброску через линию фронта».

В рассекреченных документах есть любопытные сведения. Как засылались разведчики в зону оккупации? Их переброска осуществлялась с Приморско-Ахтарской базы на рыбацких суденышках, а со стороны Ейска – через Таганрогский залив. Зимой разведчикам нужно было переходить линию фронта на коньках.

Разведывательные и диверсионные группы состояли, как правило, из трех или пяти человек – не более. Смельчаки подбирались в основном из тех местных жителей, у кого оставались в оккупации родственники, друзья или знакомые с хорошими связями.

Что у вас, ребята, в рюкзачке?

Все добровольцы проходили специальную подготовку. Их обучали методам и правилам ведения разведывательной работы в тылу противника, проводились практические занятия по огневой подготовке, подрывному делу и гранатометанию. Заучивались легенды (грамотно выстроенные вымышленные личные истории, максимально приближенные к правдоподобности) и линии поведения на случай задержания фашистами. Работа считалась эффективной, если заброшенный к немцам разведчик возвращался на базу.

Для экипировки групп в самых обычных магазинах покупали простенькую одежду, чтобы не выделяться среди окружающих, и выдавали сухой паек. Что в него входило? Как правило, это были мясные консервы, сало, сахар, хлеб, табак и спички. А еще выдавалось от 500 до 1000 рублей деньгами – в зависимости от срока действия группы в тылу врага.

В июне 1942-го была сформирована одна такая разведгруппа. В нее записались четыре жителя, бежавших с оккупированной гитлеровцами территории Украины. Позывной старшего – «Шкипер». На вооружение группы было выделено 4 пистолета системы «Кольт», 200 патронов к ним, по 8 гранат РДГ-33 и Ф-1 на каждого человека, 8 мин, 4 ножа и 2 компаса.

Для поддержания связи с базой группе была придана переносная радиостанция и несколько почтовых голубей. Обучение группы продлилось не более 10 дней. На нее возлагалась задача «прочесывать перевалы до селений Красная Поляна и Солохаул и осуществлять подбор агентуры для заброски в тыл к немцам».

Отчитываясь о проделанной Ажекской оперативной группой работе, Виктор Синько писал 6 сентября 1942 года: «...послано в маршрут по прочесыванию троп два человека от отрогов Кавказского хребта до населенных пунктов, прилегающих к Ажеку. Задержаны и направлены в Сочи как подозрительные личности 7 человек, подверглись фильтрации 30 человек. Проведено расследование по установлению лица, распространившего 4 фашистские листовки. Создана группа в количестве 6 человек по прочесыванию местности и установлению бандитских групп и немецких лазутчиков».

Таких отчетов «в центр» Виктор Синько сделал шесть. Последнее донесение датировано 12 декабря 1942 года. В нем говорится: «Завербовано с начала работы – 16 человек, участвуют ежедневно в прочесывании местности – 6 человек. Подвергнуто фильтрации 87 человек, в их числе выявлено и направлено в Сочи: дезертиров – 3 и подозрительных, требующих проверки – 12 человек».


Иван Бормотов, секретарь регионального отделения Российского военно-исторического общества в Адыгее, заслуженный путешественник России, автор 24 книг:

– Наступление на Кавказ было частью плана «Барбаросса» Гитлера. На Кавказе ему была нужна нефть Майкопа и Грозного. Авантюрный план Гитлера по захвату Кавказа под кодовым названием «Эдельвейс» не увенчался успехом благодаря мужеству и стойкости советских солдат.

В 2009-м мной издана книга «В боях под Майкопом». В своих исследованиях я опирался на документы архивов Минобороны и погранвойск, воспоминания фронтовиков и партизан, а также на сохранившиеся журналы боевых действий фашистских дивизий. Благодаря этому была восстановлена картина защиты горных перевалов Западного Кавказа. Чем больше будет рассекречено материалов, тем лучше мы будем знать свою историю.