Под прессом независимости
Пандемия изменила рынок СМИ, ударив по печатным изданиям и резко увеличив интернет-аудиторию.
– Все средства массовой информации включены в перечень отраслей экономики, пострадавших от коронавируса. То есть на уровне правительства РФ признано, что отечественный медиарынок оказался в настолько тяжелой ситуации, какой не бывало прежде. В чем выражаются эти самые ковидные трудности?
– То, что сейчас происходит в стране и мире, вообще уникальная ситуация, и СМИ испытали на себе все ее «прелести». Могу об этом судить абсолютно профессионально, так как в нашем холдинге есть газета и сайт «Кубань сегодня», интернет-ресурс «Югополис» и еще франшизы федеральных изданий «Аргументы недели» и «Московский комсомолец» вместе с интернет-версиями, естественно.
Наиболее сильный удар получили печатные издания, так как в условиях карантина распространение журналов и газет практически прекратилось, что сразу и очень отрицательно сказалось на объеме рекламы – главного источника дохода. Но при всем негативном влиянии пандемии она спровоцировала рост в другом секторе – интернете.
Аудитория новостных сайтов, соцсетей и других площадок выросла в разы. Простой пример: на днях сайт «Югополиса» посетили 250 тысяч пользователей – абсолютный рекорд за всю историю существования ресурса. Закон сохранения энергии в действии, или, если по-простому, где-то убыло, где-то прибыло. На мой взгляд, именно диверсификация является единственной дорогой жизни для СМИ.
– Получается, пандемия ускорила смерть бумажных газет и журналов?
– О противостоянии «бумаги» и «цифры» в медийном пространстве речь идет не первый год. Это гонорарная тема – всегда есть что сказать. На мой взгляд, никакого противостояния нет и быть не может. Это две ветви одного дерева.
Большое количество читателей, особенно старшего поколения, привыкли читать газеты, и даже вынужденный переход к интернету как источнику информации на время пандемии не отвратит их от привычки читать с листа. Со временем, думаю, бумажные версии превратятся в эдакий элитарный продукт, который, безусловно, будет востребован определенной аудиторией. Будет меняться контент, формат, подача, но «бумага» останется с нами еще надолго.
Интернет заставляет газеты и журналы подстраиваться под читателя. Если раньше их покупали, чтобы получить информацию, то сейчас, когда новости подаются в сети онлайн и газета проигрывает сайтам в скорости, в них ищут развернутые статьи на злободневные темы, информацию, которая будет полезной в той или иной ситуации (например, при оформлении выплат государства и так далее), мнения экспертов. Напечатанному на бумаге слову верят больше, чем посту в соцсети.
Причин тому много: привычки, сложившиеся годами, Закон «О средствах массовой информации», по которому мы отвечаем за достоверность информации, грамотность. Кстати, орфографические и пунктуационные ошибки в тексте, как показывают многочисленные исследования, и не только «британских ученых», резко снижают у читателя уровень доверия к источнику. А при выпуске газеты каждый текст по несколько раз вычитывается авторами, редакторами, корректорами, что минимизирует риск ошибки. При кажущейся незначительности такого преимущества «бумаги» оно очень большое.
– Но у интернета все равно конкурентных преимуществ гораздо больше. Главное – скорость подачи информации…
– Еще сюда стоит добавить мизерные затраты по сравнению с издательской деятельностью – цены на бумагу просто убивающие. У нас другая история: мы не противопоставляем интернет газетам, а соединяем их – одно направление дополняет другое. Все успешные издания давно поняли, что только так можно сегодня выжить, и работают по данной схеме. А разговоры о противостоянии – это не более чем информационный повод для поддержания читательского интереса.
Вместе с тем смещение центра тяжести в сторону интернета – очевидный факт. Мы видим это даже по своим рекламодателям. Еще несколько лет назад большинство из них интересовала только бумажная версия, чтобы было что пощупать. Сейчас почти все переговоры начинаются с вопросов о трафике, индексации, уникальных посетителях и так далее. Пока данная ниша находится в стадии заполнения – это лучшее время для развития. И мы развиваемся. А пандемия и карантин еще и ускорили данный процесс.
– Говоря о преимуществах интернета, нельзя забывать о свободе, которую он дает. Любой человек имеет возможность высказать свою точку зрения – сеть общедоступна, чего не скажешь о газетах. Не это ли та самая независимая журналистика?
– Независимые СМИ и даже блогеры – миф. Любое издание – провластное или оппозиционное – имеет своих учредителей. Они вполне конкретные люди со своим видением мира. И политика любой редакции всегда коррелирует именно с их взглядом. Даже если соберутся профессиональные журналисты и на свои деньги создадут ни от кого не зависящее средство массовой информации, они будут писать то, что сами считают правильным. Никто единолично не может объективно смотреть на вещи. Человек – субъект. Следовательно, его мнение априори субъективно, иначе говоря, не может быть независимым.
То же самое касается и блогеров: они транслируют одну, редко – две точки зрения на ситуацию. К тому же здесь чаще всего акцент делается на скандале или известной персоне, чтобы добиться главной цели – увеличить количество лайков. Блогеры от своих подписчиков зависят больше, чем СМИ – от учредителей.
– То есть независимой журналистики нет?
– В абсолютном смысле – нет. Но максимально приблизиться к независимой журналистке, по моему мнению, все же можно. В идеале для этого надо публиковать только проверенные факты без мнения автора. Читатель, пользователь, зритель сам должен собрать воедино всю информацию и на основании своего, опять же, субъективного взгляда сложить картину события. Однако сегодняшний тренд прямо противоположен такому принципу. Мало кому интересно читать скучные сводки и сверять цифры. Людям нужны мнения, чтобы иметь возможность примерить на себя ту или иную точку зрения и занять наиболее подходящую сторону. Это тоже выбор, но он, скажем, пакетный. Соглашаясь с одним из участников спора в публичном пространстве, человек полностью принимает его аргументы, а не проверяет каждый факт по отдельности. Такова сегодня реальность.
Журналистские расследования, которые у нас являются одним из приоритетных направлений работы, в наибольшей степени отвечают принципам независимой прессы. Журналист в своей работе опирается исключительно на документы и подтвержденные факты, сопоставляет их и задает вопросы официальным структурам. А полученные ответы становятся новыми инфоповодами для следующих публикаций, то есть проблема находится в публичном поле до тех пор, пока не решится. Именно привлечение общественного внимания к самым злободневным темам и ситуациям является главной задачей настоящего журналиста. Вне зависимости от того, где он работает – в газете, на телевидении, радио или интернет-ресурсе. Мы вместе помогаем сделать нашу действительность лучше.