Сергей Зотов: «Нужно уверенно идти вперед, но при этом оставаться человеком»
Главному врачу инфекционной больницы Краснодара Сергею Зотову исполняется 50 лет. Накануне юбилея мы поговорили с ним о неслучай
– Сергей Викторович, помните ли вы момент, когда решили связать свою жизнь с медициной?
– Помню, что первое яркое впечатление от профессии было связано с фильмом «Открытая книга». Меня поразили тогда герои фильма – настоящие врачи, до самоотверженности увлеченные своим делом. Ну и, конечно, как и у многих молодых людей, большую роль сыграли родители.
– Ваша семья имеет отношение к медицине?
– Нет, никакого. Даже среди близких родственников нет медицинских работников. Но мама считала, что у меня должно получиться.
– Выбор профессии для вас был рациональным или романтическим?
– Наверное, я не все осознавал тогда, но эта профессия, безусловно, была мне интересна. В то время было довольно сложно поступить в высшее учебное заведение молодому человеку из районного центра, даже с отличным аттестатом. Поэтому мы выбрали среднее учебное заведение – медицинское училище и взяли целевое направление в колхозе.
– Пригодился ли опыт, приобретенный во время обучения в медицинском училище? Не слишком ли это длинный путь, может, правильнее было бы сразу поступать в институт?
– Мое твердое убеждение, что становление врача должно проходить через все этапы медицинской профессии. Только последовательно осваивая профессию – от простых манипуляций к решению сложных задач, осознаешь, твое это или нет. Медицинское училище дает время определиться. Те три года, которые мы провели в училище, дали понять, насколько ты можешь быть в медицине, насколько тебя это трогает. Трагедия происходит как раз в том случае, если на третьем, четвертом, а то и на шестом курсе понимаешь,
что ошибся с выбором. Человек хотел, шел и все впустую. Потрачено время, потрачены ресурсы – физические, материальные. Я считаю, что как раз медучилище дало мне понимание, чем я хочу заниматься в жизни.
– То есть, чтобы стать генералом, обязательно нужно побыть солдатом?
– В медицине, я считаю, без этого нельзя. Для понимания жизни больницы важно хорошо знать любую работу – начиная от санитарки, медицинской сестры, врача-специалиста и заканчивая менеджером, организатором здравоохранения.
– Почему в качестве специализации вы выбрали именно инфекционные болезни?
– Я, конечно, не фаталист, но думаю, что часто нас ведет сама судьба. Вспомнить хотя бы то, что еще маленьким ребенком я побывал в инфекционной обсервации. Семидесятый год, Куйбышевская область, мои родители повезли меня, новорожденного, показать родственникам отца в Волгоград. А там в это время произошла вспышка холеры. Нас высадили из поезда, поселили в какой-то школе, в спортзале, в изоляции. Вот так инфекционные болезни встретили меня еще в младенчестве. Это, конечно, шутка.
После окончания медучилища я вернулся в свою станицу Динскую и пошел устраиваться на работу. Когда попал к главному врачу, то был уверен, что буду работать в реанимационном отделении – мне это нравилось, я был достаточно подвижный молодой человек, хотелось окунуться в какую-то экстремальную медицину. Но у главврача проблем с реанимацией не было, а вот с инфекционным отделением были. Он меня убедил, что там тоже интересно: и интенсивная терапия, и возможность спасать людей. Тогда в Динской ЦРБ было большое инфекционное отделение: два этажа, много работы интересной, подвижной – и детское отделение, и взрослое. И я остался там. Потом поступил в институт, но, как многие студенты, подрабатывал и в итоге почти десять лет там проработал.
– Медицина считается консервативной областью, где очень многое зависит от авторитета. Можете ли вы назвать людей, которые повлияли на вашу судьбу и встреча с которыми стала вехой в вашей жизни?
– Да, конечно. Но опять нужно начать с инфекционного отделения Динской ЦРБ, где я начал свою профессиональную деятельность. Огромное влияние на мое становление оказала мой первый учитель – врач-инфекционист Эмма Николаевна Каплиенко. Она заражала меня своим задором, энергией, любовью к пациентам, брала меня за руку, подводила к больным, учила. Она была настоящим земским доктором. Эмма Николаевна окончила Киевский медицинский институт, говорила на двух языках, имела огромный багаж знаний и авторитет у коллег и пациентов. Она мне и привила любовь к медицине.
Когда я пошел в интернатуру по инфекционным болезням, а затем в ординатуру, мне встретился еще один человек, повлиявший на мою профессиональную судьбу, – Владимир Николаевич Городин. Очень яркий увлеченный человек, зажигавший студенческие сердца. Он увлек меня профессией и наукой. Он тоже, как и я, когда-то вел студенческий кружок по инфекционным болезням. Как раз тогда занимался кандидатской диссертацией, было очень много интересных мыслей и дел.
Не могу не вспомнить и своего учителя, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой, профессора Василия Васильевича Лебедева. Под его руководством я защитил кандидатскую диссертацию по теме лептоспироз. Василий Васильевич был одним из ведущих специалистов в России по инфекционным болезням. Это человек с активной жизненной позицией, очень принципиальный, ответственный, настоящий ученый и клиницист.
– Вы можете сформулировать, какие человеческие качества важны для вас?
– Для меня всегда важна порядочность. Предательство не могу простить.
– А какие человеческие качества неприемлемы для врача?
– Злость. Врач не может быть злым. И мой критерий отбора врачей – это доброта и сочувствие к пациентам.
– Вы прожили год в должности главного врача больницы, насколько это было сложное время и как вы себя ощущаете сейчас?
– Я долго работаю в этой больнице, она стала для меня вторым домом. Но, когда становишься руководителем, это уже совсем другое ощущение, гораздо больше ответственности.
– Вам выпало руководить инфекционной службой края в период эпидемии коронавирусной инфекции. Трудно?
– Конечно, помогают накопленный опыт и багаж знаний, ну и, безусловно, команда профессионалов, работающих в инфекционной больнице.
Для меня было важным, как коллектив сплотился. Я ощущал, что люди не боятся этой ситуации. Трудно и тяжело. Но справились, сплотились. Разочарований не было.
– Если бы вы сейчас встретили себя в юности – того парня из Динской, который стоял перед выбором профессии, что вы ему посоветовали бы?
– Не бояться. Мы смотрим на жизнь через призму своего опыта. Страх закрывает нам многие пути. Время быстро летит, не надо бояться, надо использовать любые возможности, которые тебе дает жизнь. Я и сына сейчас так учу. Случайно ничего не происходит, все случайности обоснованы. Надо ставить себе цель и двигаться к ней. Уверенно идти вперед, но при этом оставаться человеком и не забывать, что сделали, чем помогли люди, которые оставили след в твоей жизни.