Общество

Почему на Кубани мельчают реки, сохнут лиманы и исчезают озера

Экологи бьют тревогу: наш регион в ближайшем будущем может столкнуться с дефицитом водных ресурсов. Фото: Юрий Ходзицкий

Насколько серьезна эта проблема и что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию и не допустить в будущем рыбных заморов, как

Рыбакам здесь не место

Экологи бьют тревогу: наш регион в ближайшем будущем может столкнуться с дефицитом водных ресурсов. Пока ситуация далека от катастрофы, считают специалисты, но природа уже подает тревожные знаки.

В последние месяцы в Краснодарском крае начали происходить «чудеса». В конце июня в Сочи исчезло озеро Малое, расположенное на восточном склоне хребта Левая Псеашха. Раньше здесь туристы подолгу проводили время, отдыхали и делали снимки на память. А в начале июля под Анапой, в Сукко, высохло знаменитое Кипарисовое озеро.

Речная сеть Краснодарского края представлена 7751 рекой общей протяженностью 29 125 км. На Кубани существуют 4 системы лиманов и 1090 озер. Помимо этого, есть еще три крупных искусственных водоема – Краснодарское, Крюковское и Варнавинское водохранилища.

Наша газета уже писала о заморе рыбы в бассейне реки Кирпили в районе хутора Беднягина Тимашевского района. Рыбаки на ней еще недавно ловили толстолобика и леща, а теперь здесь дети играют пустыми ракушками. По предварительным данным, такая ситуация сложилась в результате низкого уровня воды в реке, жаркой погоды и резкого перепада температуры.

Корреспондент «КН» решил выяснить, почему реки и лиманы обезвоживаются, а рыбные запасы истощаются.

Бейсуг уходит огородами

Сергей Еремин, министр природных ресурсов Краснодарского края:

– В этом году низкий уровень осадков, засушливый весенне-летний период и высокое потребление воды для обеспечения нужд сельского хозяйства привели к обострению ситуации с запасами водных ресурсов.

В условиях ограниченного федерального финансирования нашим министерством за счет средств краевого бюджета в 2019 году разработано пять проектов экологической реабилитации и восстановления участков шести водных объектов общей протяженностью 66,2 километра с площадью восстановления территории, превышающей 610 гектаров.

Сергей Еремин
В Федеральное агентство водных ресурсов направлена заявка для рассмотрения вопроса о выполнении данных работ с привлечением средств из госказны.

Одним из наиболее рациональных решений проблемы при недостаточном финансировании является организация государственно-частного партнерства.

Нашим министерством регулярно проводятся рейдовые мероприятия, в ходе которых выявляются нарушения водного законодательства. Наиболее распространенные нарушения – забор воды летом без договора водопользования, а также распашка земель, расположенных в водоохранной зоне, размещение там, например, автомоек.

В степной зоне участились случаи забора воды гражданами из близкорасположенных рек и водоемов для полива своих огородов. При этом даже приблизительный объем забора водных ресурсов установить невозможно. В 2019 году за несанкционированный забор воды с целью полива сельскохозяйственных культур из рек Бейсуг, Левый Бейсужек, Балка Мокрая, Челбас, Тихонькая, Балка Сухая, Кирпили наложены штрафы 37 физическим лицам и 8 индивидуальным предпринимателям.

По состоянию на 19 июня этого года за несанкционированную гидромелиорацию составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, которые направлены в Тимашевский суд для рассмотрения.

Экология дополнит экономику

Айтеч Хагуров, доктор социологических наук, руководитель проекта устойчивого развития сельских территорий Кубанского государственного аграрного университета им. академика И. Трубилина:

Айтеч Хагуров
– Чтобы проблемы не накапливались, их надо решать системно. Рыбный замор в Тимашевском районе, на мой взгляд, очень серьезный сигнал. Необходимы не какие-то конъюнктурные решения, а продуманная на десятилетия экологическая политика.

Во всем мире это уже давно осознали, приняты специальные законы, введены суровые штрафы. Экология – та сфера, где можно еще гайки прикрутить.

Надо понимать, что экономика становится все более экологически ориентированной. Но на местах часто работают по старинке и во главу угла ставят технические, промышленные критерии. А ведь экономика рационального природопользования имеет совсем другие точки отсчета, иные показатели.

Это идеология устойчивого развития. Надо работать над гармонизацией отношений между экономическими устремлениями бизнеса и экологическими потребностями общества. Здоровый образ жизни и безопасные условия труда – это тоже экология.

Раньше экономика ориентировалась на валовой внутренний продукт (ВВП), а теперь все большее значение приобретает индекс человеческого развития. Ведь ВВП может расти и при социальных катаклизмах.

Дело не только в мусоре

Георгий Ивашков, директор Азово-черноморской службы берегозащиты:

– Проблема пресных водоемов и водотоков является комплексной и включает множество составляющих.

Георгий Ивашков
Думаю, что для начала надо довести до ума вопросы ЖКХ, в частности «мусорную» реформу. Во-вторых, надо позаботиться о водоподготовке и водоотведении – сделать нормальную канализацию в малых городах и поселках, особенно на черноморском побережье.

Кроме того, существуют естественные процессы обмеления. Поэтому, в-третьих, надо заниматься механической расчисткой водоемов, а также разведением специальных пород рыб, которые чистят воду в лиманах.

Экологические проблемы водных объектов хорошо известны, они существовали и раньше, новых не появилось. Ученые давно проработали комплексный алгоритм их решения. Надо планомерно заниматься этим, и ситуация стабилизируется.