Общество

Участница Форума «Линейка» из Краснодарского края поделилась своими предложениями для будущего российского школьного образования

Учитель начальных классов гимназии № 69 из Краснодара, Карина Соловьянова.

Результатом работы молодых учителей на Молодежном педагогическом форуме «Линейка» стали инновационные решения и авторские концеп

Форум по теме «Воспитание 2.0: от воспитательных мер к воспитательной среде» проходил накануне профессионального праздника педагогов Дня Учителя в подмосковном Солнечногорске в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Учитель начальных классов гимназии № 69 из Краснодара, Карина Соловьянова, поделилась своими предложениями для будущего российского школьного образования:

– Наверное, главной проблемой в сфере образования является разрыв между учителями, детьми и родителями. Важно понимать, что школа не заканчивается только на обучении. Мы, учителя, стараемся активно помогать в воспитании детей. Решение этой проблемы я вижу в интеграции ребенка, родителя и учителя. Нужно стараться проводить как можно больше совместных мероприятий, и в особенности, привлекать к ним родителей.

Одним из важных качеств современного преподавателя Карина считает уравновешенность. Преподаватель должен оставаться спокоен, чтобы трезво оценить проблему и найти для неё рациональное решение.

Напоминаем, что на молодежном педагогическом форуме «Линейка», участники под девизом «Измерь свой вклад в будущее» обсуждали новые подходы в воспитательной работе образовательных учреждений, которые особенно необходимы в условиях цифровизации образования, изменений пространства школы и класса с учетом современных тенденций и требований из-за периода пандемии. Организаторами Молодежного педагогического форума «Линейка» выступили АНО «Национальные приоритеты» и проекты платформы «Россия – страна возможностей» – Мастерская управления «Сенеж» и конкурс «Учитель будущего». Форум «Линейка» прошел в смешанном онлайн и офлайн формате. Гостями Мастерской стали порядка 100 педагогов из почти 30 регионов страны.

– Молодые эксперты в области образования представили авторские концепции и проекты улучшения воспитательной среды. В ходе презентаций итогов работы участников оценивали как эксперты, так и их коллеги в зале. На форуме был внедрен так называемый «социальный патент» – это признание ценности формата воспитательной работы, который предложила команда участников. И в дни форума уже были конкретные запросы на внедрение предложенного участниками формата в школы, – сказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина.

Она назвала в числе интересных проектов создание онлайн-платформы для дискуссии между разными поколениями «Мнение поколения», «гибридные» мероприятия для разработки совместной стратегии жизни класса – «Планерка.Ру», где ученики участвуют в офлайн, а родители в онлайн-формате. Интересным является и проект «Лестница» – создание онлайн-офлайн игры на весь учебный год, объединяющей разрозненные акции в сфере экологии.

В контексте массового развития дистанционных форм обучения, молодые учителя обратили внимание на проблему нехватки живого общения между учителем и учениками. Для решения задачи специалисты предложили создать «воспитательный подкаст», в ходе которого учителя, ученики и их родители смогут обсуждать актуальные проблемы воспитательной среды. Это, как считают авторы идеи, также позволит преодолеть расхождение ценностей в семье и школе, а также сократить влияние формализма в воспитательной работе.

Руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев отметил, что Форум «Линейка» выступил не только средой для разработки новых практик в воспитательном процессе, но и местом для коммуникации начинающих воспитателей друг с другом и с опытными специалистами в области образования.

– Мероприятие стало одной из наиболее эффективных площадок для прямого диалога педагогов разных регионов России с теми, кто принимает участие в принятии административных решений в системе воспитания. Наша общая задача – создание воспитательной среды. Этого можно добиться путем объединения ресурсов высшей школы, учреждений дополнительного образования и оздоровительных организаций, а также волонтерских и добровольческих объединений. Специфика регионов в России разная, но все школы страны должны включиться в построение единого воспитательного пространства, – сказал Андрей Богданцев.

Среди будущих трендов в области школьного образования молодые участники форума выделили перспективу создания профессионального сообщества учителей-блогеров, введение предметов по повышению финансовой грамотности, возможность ученикам самостоятельно выбирать предметы в обучении. Созданию профессионального сообщества учителей-блогеров, по мнению молодых экспертов, способствует возрастающая роль игровой составляющей в воспитательном процессе и переход в онлайн-среду.

– Роль геймификации в воспитательном процессе со временем только укрепляется, так как подобная форма подачи информации позволяет прожить ту или иную ситуацию в тестовом режиме, повышая опыт участника. Специалисты в практике применения развлекательных элементов перешли к более прикладному формату – моделированию жизненных ситуаций при помощи игровой демоверсии. Мы также стали уходить с соревновательной системы в играх, так как она быстро стимулирует учеников в моменте, но не позволяет каждому получить свой позитивный опыт. Количество мест в таком формате ограничено и это может вызвать в участниках скепсис, – рассказала руководитель направления педагогических программ Мастерской управления «Сенеж» Анна Завалина.

Одной из тем форума стало внедрение цифровых инструментов в учебный процесс. В 2020 году образовательные учреждения России столкнулись с необходимостью перехода на удаленный формат обучения. Перед школами и вузами, в том числе готовящими педагогов, стояла задача актуализировать имеющуюся цифровую инфраструктуру, или создать ее с ноля. Ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игорь Петрищев поделился опытом вуза в налаживании качественной системы онлайн-обучения:

– Мы понимали, что не все преподаватели и учителя в кратчайшие сроки могут качественно перевести образовательный процесс в дистанционный формат. Решить задачу удалось, в том числе благодаря движению, организованному Министерством просвещения Российской Федерации, участниками которого стали студенты нашего вуза. «Волонтёры просвещения» помогали учителям преодолеть технические трудности в работе в онлайн.

Программным партнером форума выступил фонд «Контент». Информационными партнерами форума выступили экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика» и «Учительская газета». Форум «Линейка» проходил в смешанном, онлайн и офлайн формате, избранные трансляции дискуссий и выступлений экспертов доступны на официальном YouTube канале Мастерской управления «Сенеж».