Общество

Казачьи кадетские корпуса: кузница будущего Кубани и Кубанского казачьего войска

Новороссийский казачий кадетский корпус трижды признавался лучшим в России. Фото: kadet-novoros.ru

Сейчас в Краснодарском крае в семи казачьих кадетских корпусах обучаются более 1300 воспитанников.

Так держать!

Более половины кадетов-выпускников поступают в высшие учебные заведения военных и силовых структур, многие получают профессию в гражданских вузах. К выпуску из корпуса они становятся полноправными членами первичных казачьих обществ. В этом году в ряды кубанских казаков уже влились более 90 процентов кадетов-выпускников 2020 года.

Любовь к отчему краю, верность казачьей присяге, защита Родины для воспитанников и выпускников кадетских корпусов не просто слова – это норма жизни.

Подтверждением высокого качества казачьего образования на Кубани ежегодно становятся победы на престижных всероссийских конкурсах. В 2020 году в число финалистов смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус» стали Новороссийский, Ейский, Кропоткинский им. Г. Трошева, Курганинский казачьи кадетские корпуса. А Ейский казачий кадетский корпус признан в этом году лучшим в России. И это не первая победа ейских кадетов во Всероссийском смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус». Переходящее знамя президента России корпус уже получал в 2018 году.

Более половины кадетов-выпускников поступают в высшие учебные заведения военных и силовых структур.Фото: Станислав Павлов

Победителями и лауреатами престижного конкурса в разные годы становились и другие кадетские корпуса Кубани. Например, Новороссийский казачий кадетский корпус трижды признавался лучшим в России. Эти высокие и громкие награды – еще одно убедительное подтверждение качества кубанского казачьего образования.

Конечно, мы стоим на великих традициях нашей земли, но и в современную жизнь региона казачьи ценности и идеалы интегрированы органично, так как у нас в крае они исторически прививаются с детства. Такой продуманной, мощной и эффективной системы казачьего образования больше нет нигде в стране. И в этом плане Краснодарский край задает тренды в масштабах всей России. Поддержка деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы с учетом культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества, прописана в «Стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021 – 2030 годы», которую в августе утвердил президент России Владимир Путин. Опыт нашего региона в этом плане будет бесценен для всей страны.

История и новый день

Система казачьего воспитания на Кубани начала формироваться в 90-х, когда не просто заговорили, но и взялись за возрождение вековых традиций. Первый казачий кадетский корпус им. атамана М. Бабыча открылся в 1994 году. За 22 выпуска из стен кадетской школы-интерната вышло уже свыше 700 выпускников. В 2015 году у старейшего кубанского корпуса открылся филиал в Крымске, на базе которого учатся кадеты с 7-го по 9-й класс.

Кропоткинский и Новороссийский казачьи корпуса выпускают кадетов с 2011 года, Ейский – с 2014 года. В Бриньковском корпусе первый выпуск состоялся в 2017 году. А один из самых юных – Тимашевский казачий кадетский корпус открылся в сентябре 2017 года. Всего в Краснодарском крае сейчас работают 7 казачьих кадетских корпусов. В них обучается более 1300 воспитанников.

Система казачьего образования на Кубани

• в 7 казачьих кадетских корпусах обучаются более 1300 воспитанников

• в 1994 году был открыт первый казачий кадетский корпус им. атамана М. Бабыча

• открыто свыше 4,5 тыс. казачьих классов и групп

• 97 тыс. школьников обучается в казачьих классах

• 63 школы имеют региональный статус «казачья»

За годы становления система казачьего образования доказала свою значимость и глубину. Сегодня отчетливо видно, что учеба в казачьих образовательных учреждениях – это не только красивая форма и курс истории и культуры казачества. Это целый комплекс, который дает высококачественное образование и позволяет воспитать ребенка достойным гражданином, патриотом. В кадетских корпусах работают замечательные педагоги, а все воспитатели корпусов являются членами казачьих обществ и имеют казачьи чины.

Помимо общеобразовательных предметов, кадеты занимаются изучением основ православной культуры, истории, традиций казачества Кубани, современной деятельности Кубанского казачьего войска. Огромное внимание уделено духовному развитию, ведь православие испокон веков служило духовным стержнем казачества.

Ребята осваивают дополнительные общеразвивающие программы. В системе дополнительного образования воспитанники казачьих корпусов заняты 100-процентно, и в режиме дня кадетов расписана практически каждая минута.

Больше, чем школа

Систему казачьего образования подхватили казачьи школы и классы. Сегодня на Кубани 63 школы имеют региональный статус «казачья». В образовательных учреждениях края открыты 4,5 тыс. казачьих классов и групп, в которых обучаются более 97 тыс. школьников. С каждым годом растет количество казачьих групп в детских садах.

Связующим звеном между юными казаками и казачьими обществами Кубанского войска стало детско-юношеское общественное движение «Союз казачьей молодежи Кубани», созданное три года назад. Кадеты и школьники участвуют во всех мероприятиях регионального молодежного движения, ведут поисковую, музейную, добровольческую работу.

Сегодня на Кубани 63 школы имеют региональный статус «казачья».Фото: Станислав Павлов

Кубанские казачата – активные участники Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох» и Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи. В 2020 году в региональном этапе этих состязаний участвовали кадеты всех семи казачьих корпусов Кубани. Победителями в этих двух мероприятиях стали команды Кропоткинского казачьего кадетского корпуса им. Г. Трошева. В течение предыдущих шести лет кадеты Кропоткинского казачьего кадетского корпуса были первыми и во Всероссийском этапе военно-спортивной игры «Казачий сполох», а Ейский казачий кадетский корпус второй год подряд занимает призовое второе место во всероссийском этапе Спартакиады допризывной казачьей молодежи.


Протоиерей Иоанн Воронов, штатный священник краснодарского Свято-Сергиевского храма:

– Достойное воспитание подрастающего поколения – залог нашего будущего. Во всех городах, станицах, селах края растет количество казачьих школ и классов, где образование неразрывно связано с воспитанием через традиции, приобщением к вере наших отцов. Это радует, и хотелось бы пожелать, чтобы качество этого образования с каждым годом выходило на новый, более высокий уровень. Для этого требуется серьезная совместная работа приходских священнослужителей, казаков-наставников, преподавателей.

Юные годы – самое благодатное время для формирования духовной нравственной личности. Здесь можно провести сравнение с садом. Если дать посаженным деревьям расти без внимания, без прививки – хорошего результата ждать не приходится. Молодое деревце нуждается в заботе, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Так и ребенок, питаясь добрым и правильным словом, любовью и заботой, вырастает крепким, наполненным духовной силой, верой, нравственностью.


Денис Бирюков, курсант 1-го курса Новороссийского государственного морского университета им. адмирала Ф. Ушакова:

– Кадетские времена вспоминаю с теплом и радостью – своих товарищей, преподавателей, саму атмосферу Новороссийского казачьего корпуса. Годы учебы навсегда останутся в памяти, и это будут светлые воспоминания. Конечно, первое время было сложным: дисциплина, новые порядки, требования, но к этому быстро привыкаешь. Ведь рядом всегда были старшие наставники – воспитатели и классные руководители.

Решение о поступлении в кадетский корпус приняли мои родители. Там учился мой друг, с которым мы вместе были с самого детства. Родители решили, что это будет хорошим выбором для меня. И не ошиблись.

Закалка, воспитание, навыки, которые я получил в корпусе, помогают мне и в сегодняшней учебе. Ребята, которые поступают в военные училища после учебы в кадетских корпусах, конечно, отличаются от вчерашних школьников. И это сказывается не только в физической и строевой подготовке, но и в готовности брать на себя ответственность, принимать важные решений, в отношении к старшим, в оценке духовных ценностей.

Сейчас учусь на 1-м курсе и постараюсь все годы учебы держать престиж звания выпускника родного Новороссийского казачьего кадетского корпуса.


Сергей Крокушкин, атаман Курганинского районного казачьего общества:

– Первое, что поразило и увлекло меня в годы учебы в Курганинском казачьем кадетском корпусе – это изучение культуры, традиций, обычаев казачьего народа. Признаться, раньше я и понятия не имел о том, кто такие казаки, чем занимались, не был знаком с их бытом. Окунувшись в историю кубанского казачества, так в ней и остался. Дальше уже знал – куда идти в этой жизни, к чему стремиться.

Тот багаж, который получил в казачьем корпусе, помог мне не только в дальнейшей учебе в вузе, но и в выборе жизненного пути. Почти два года назад на казачьем круге меня выбрали атаманом районного общества.

Направлений работы хватает, но одним из важнейших считаю воспитание подрастающего поколения в казачьем духе. Система казачьего образования сегодня активно развивается во всех муниципальных образованиях края, и это можно только приветствовать. Есть значимые изменения и в жизни нашего районного общества – его численный состав постоянно прирастает молодежью. Увеличивается количество классов казачьей направленности. Школа № 9 станицы Темиргоевской готовится получить статус казачьей.

У нас есть и казачий детский садик, и это очень важно – детей надо знакомить с азами казачьей жизни с малых лет. Казачество – это наше наследие. Мы должны не только сохранить, но и передать его нашим детям, чтобы они в свою очередь сберегли его для следующего поколения.


Александр Пальников, преподаватель Кропоткинского казачьего кадетского корпуса:

– Учеба в кадетском корпусе была детской мечтой. На старших товарищей в казачьей форме смотрел с восхищением и ждал, когда сам смогу называться кадетом. Может быть, поэтому годы учебы и запомнились мне только позитивом. Это был возрастной трамплин из подросткового периода во взрослый. Кадетская жизнь несет определенные сложности – строгие порядки и требования, но все это только помогло мне на пути становления как личности, мужчины. Исполнительность, требовательность к себе и другим, ответственность стали нормой жизни.

Годы учебы запали в душу, с родным корпусом не хотелось расставаться. Я понимал, что могу быть для него полезным. Он мне дал так много, и я чувствовал, что обязан вернуть долг. А еще хотелось сделать для будущих воспитанников то, что в свое время сделали для меня старшие наставники, – открыть целый мир, полный новых возможностей.

Директор корпуса поддержал меня, и я получил направление на дальнейшую учебу, а после окончания Армавирского педагогического университета вернулся в родные стены уже преподавателем.

Веду уроки математики и преподаю основы проектной деятельности. Мальчишки знают, что я выпускник корпуса, и это дает дополнительное уважение.

Сейчас я нахожусь на Всероссийском слете казачьей молодежи в Краснодаре. Здесь собрались делегаты от казачьих войск со всей страны. Интересно все: обширная программа, общение, богатый опыт, которым все охотно делятся. Вместе разрабатываем стратегии в тех или иных направлениях, находим пути их решения. Кстати, одна из самых актуальных тем на форуме – казачье образование и развитие именно молодежного движения. Будем разрабатывать и защищать грантовые проекты по теме «Патриотическое воспитание молодежи». Так что впереди новые перспективы.


Светлана Заварзина (Геленджик), председатель родительского комитета Новороссийского казачьего кадетского корпуса:

– Мой сын Ермолай учился в школе № 8 Геленджика, он попал в казачий класс. И это было попадание, как говорится, с первого раза. Все было близко сердцу. И то, что ребенок носил форму, уверена, в этом уже заложены истоки патриотизма. И то, что в детях воспитывали любовь к отчему краю, уважительное отношение к старикам, к труду. Огромное спасибо учителю Ольге Татлыевой и наставнику Александру Радуцкому, которые смогли привить детям эти важные и нужные качества.

Поэтому, когда сын стал перед выбором, сомнений не было – только казачий кадетский корпус. Он побывал на дне открытых дверей в Новороссийском казачьем кадетском корпусе и загорелся. Поступил, даже несмотря на большой конкурс, и я считаю, что нам очень посчастливилось.

В корпусе замечательные педагоги. Оценка «4» здесь – это как «6» в школе. Кроме того, дети занимаются самоподготовкой, в корпусе огромная библиотека, компьютеры, интернет, все возможности для исследовательской работы и дополнительных занятий. Если честно, то здесь я увидела ту школу, которой можно гордиться. Дети ежеминутно заняты делами, у каждого есть увлечения. Мой сын поет, танцует, занимается спортом. А как интересно здесь проходят праздники, фестивали, конкурсы. Дети живут как одна большая семья – один за всех, все за одного. Помогают тем, кто отстает в учебе, в физической подготовке. У ребят свое самоуправление, выбирают атамана, устраивают атаманские суды. Казачье братство здесь – не пустые слова. Проходят занятия и встречи со священнослужителями.

За два года учебы, я ни разу не слышала, что сын после выходных не хочет ехать на занятия. Как председатель комитета часто встречаюсь с родителями – разговариваем, обсуждаем, делимся. Так что могу высказать не только свое мнение, а общее – добавлять в систему образования и воспитания, которая выстроена в нашем корпусе, не хочется ничего. Мы с легким сердцем доверяем системе казачьего образования самое дорогое – своих детей.

Надо, чтобы таких корпусов было больше, и в каждом городе. Именно здесь воспитывают такую опору, которая сейчас очень необходима нашему обществу, стране.