Общество

Как работает первый в Краснодарском крае ковидный роддом

Роддом для будущих мам с подтвержденным коронавирусом или его признаками стал первым и единственным в крае. Фото: Юрий Ходзицкий

Как появляются на свет малыши во время пандемии и может ли коронавирус передаться им от матери, узнали корреспонденты «КН», побы

О том, где будут рожать женщины с коронавирусной инфекцией, задумались еще в апреле, когда счет инфицированных шел на единицы. Для этих целей в Краснодаре выбрали отделение ГБУЗ «Роддом» по ул. Седина, 50. Небольшое здание на 50 коек легче всего было перепрофилировать под инфекционный госпиталь.

«Роддом специального назначения» для будущих мам с подтвержденным коронавирусом или его признаками стал первым и единственным в крае. Здесь тщательно продумали потоки распределения пациентов, под необходимые требования переоборудовали часть помещений – сделали изолированные боксы, маломестные палаты. Закупили дополнительное оснащение: пульсоксиметры, мониторы, средства индивидуальной защиты. А первую пациентку с коронавирусом приняли 15 мая.

По словам заведующего отделением по оказанию помощи беременным и роженицам с установленным диагнозом «новая коронавирусная инфекция» Александра Котельникова, за это время к ним поступило около 200 беременных, врачи приняли более 100 родов. Коронавирус подтвердился у 47 пациенток.

– Температура, кашель... Как можно определить с ходу? Да никак. Всех везут к нам. Госпитализируем, и, пока не подтвердилось отсутствие коронавируса, пациентки находятся у нас, в том числе и те, у кого нет тяжелой акушерской патологии. Диагноз подтвердился примерно у 25 процентов от числа поступивших в наше отделение. И слава Богу, что таких немного, – говорит Александр Котельников.

Такая работа

В ковидном роддоме работают 50 сотрудников, среди них 13 докторов.

– Коллектив у нас замечательный, сплоченный. Люди опытные, настоящие профессионалы, в то же время сохранившие доброту души, человечность в любой ситуации. Наш небольшой роддом всегда отличался особой домашней атмосферой. Пытаемся сохранить теплоту и душевность и сейчас, – продолжает заведующий.

В отделение поступают пациентки с легкими формами болезни. В тяжелых случаях рожениц с дыхательной недостаточностью, соматической патологией везут в многопрофильные больницы. Но здесь, как и в любом инфекционном госпитале, чувствуется, что за порогом «красная зона».

Защитный костюм, респиратор, шапочка и бахилы, перчатки и пластиковые очки… Так доктора и акушерки одеваются, отправляясь к женщинам, которым нужна их помощь. В таком снаряжении даже подняться или спуститься по лестнице – и то нелегко. В респираторе тяжело дышать, очки запотевают и больно врезаются в лицо. После нескольких часов в защитном костюме концентрация кислорода в крови падает, почти как у коронавирусных больных. Но медики утверждают, что были готовы к этому – такая работа.

Как только роддом перепрофилировали, все сотрудники, включая санитарок, прошли обучение и получили сертификаты по работе в коронавирусном госпитале. Специфику изучали по ходу работы, четко отрабатывали механизм – как разграничить потоки пациентов, правильно рассчитать необходимое количество средств защиты, держать под постоянным контролем состояние пациенток.

– Конечно, было нелегко. Напряжение остается и сейчас, его никуда не деть. Но тяжелее всего эмоционально. Хочется помочь, поддержать наших пациенток. Беременные женщины – это вообще особый мир. А тут еще и коронавирус. Естественно, они волнуются, и мы стараемся сделать все, что в наших силах, – говорит Александр Котельников.

Ты не одна

Потоки беременных в роддоме четко разделены и не пересекаются. Те, у кого коронавирус подтвержден или подтверждается в роддоме, лежат в отдельных палатах. Попавшие под подозрение, у которых диагноз зачастую не подтверждается, с ними никак не контактируют. Сделано все, чтобы риск заражения свести к нулю.

Для каждой пациентки созданы комфортные условия пребывания – отдельные или двухместные палаты. Но все же это изоляция. Провести в закрытом пространстве несколько дней, иногда и не одну неделю, конечно, тяжело. Нет возможности выйти, обнять мужа, принять передачку, показать фото, как это обычно бывает.

– Мы это понимаем – нужно терпеть и ждать. И стараемся сделать так, чтобы женщина не чувствовала себя одинокой, как в заточении. Контакт, который возникает в этих стенах, – он особый. Мы и радуемся, и плачем вместе, – говорит доктор Елизавета Падалкина.

Она, как и другие доктора, по несколько раз за смену облачается в защитное снаряжение, чтобы подняться к своим пациенткам. Кому-то нужен добрый совет, кому-то – теплое слово. Главное – дать чувство уверенности: ты здесь не одна.

– Конечно, нелегко было психологически принять ситуацию, в которой оказалась. Но я рада, что меня здесь окружают такие замечательные люди. Всегда знаю: помощь рядом, – говорит пациентка Фарида, которая попала в роддом с подозрением на коронавирус.

Благодарят медиков и молодые мамочки Светлана и Анна, которые лежат в послеоперационной палате. Доктора и акушеры сделали все, чтобы их малыши появились на свет. А ради долгожданного ребенка можно перетерпеть все ограничения.

Видеоконференция в пеленках

Чтобы мама не заразила новорожденного, врачам приходится сразу же после рождения разлучать их. Заражение ребенка происходит не во время родов, а после, и это существенно меняет акушерскую тактику: новорожденного не выкладывают маме на живот, не прикладывают к груди. Детей уносят в чистую зону, где находится специальная детская палата.

Пока мамы лечатся, акушеры-гинекологи помогают им сохранить лактацию. А деток – сейчас их в отделении семеро – наблюдают до получения отрицательных результатов на ковид. Риск заражения детей крайне низок, но в этом надо убедиться.

Неонатолог Вера Марушко рассказывает, что в начале работы долго думали, как общаться, контактировать с мамочками. Ведь педиатры стараются лишний раз не заходить в зону риска – они контактируют со здоровыми детками. А по телефону многого не расскажешь.

– Выручил интернет. Доктора по личным телефонам общаются с мамами по видеосвязи. Каждым утром и вечером показываем мамочке ребенка – как он спит, как кушает. Тут и слезы, и улыбки, – говорит Вера Марушко.

Мамы просят прислать фотографии. А вот увидеть, взять в руки своего малыша, прижать его к груди можно только после выписки. Выдержать это испытание временем, пожалуй, самое трудное.

Соскучились по шарикам

Если мать и ребенок здоровы, их выписывают в один день, но из разных зон. Встречаются они у ступенек роддома.

Но когда матери нужно продолжать лечение, ребенка с ее согласия могут взять родственники. Детей забирают мужья, бабушки, тети, сестры, другие члены семьи.

– А что делать? Оба родителя с положительным результатом на ковид, а задерживать здорового ребенка в инфекционном госпитале незачем. На выручку приходят близкие люди. Люди сейчас сплачиваются, как никогда важной становится роль семьи. Тем, у кого нет родни рядом, нелегко. Был случай: новорожденная пролежала в отделении 20 дней. Мама после нас попала в реанимацию многопрофильной больницы, папа тоже с коронавирусом. Примчался, как только получил отрицательный результат, – рассказывает Вера Марушко.

Медики признаются: соскучились по нормальной работе. Хочется, чтобы по отделению свободно ходили мамочки, делились с подругами по палате советами и новостями, чтобы под окнами ждали счастливые папы с охапками шаров, писали на асфальте слова любви. Но надо терпеть и принимать ситуацию как данность. Главное – чтобы малыши появлялись на свет здоровым. Ради этого все и затевалось.