Последний путь: почему пациентов, умерших от коронавируса, хоронят в закрытых гробах
Вокруг темы похорон, умерших от коронавируса и вирусной пневмонии много слухов и разговоров.
Главные вопросы: могут ли распространять инфекцию COVID-19 тела умерших; нужно ли их кремировать; как хоронят людей, у которых наличие вируса подозревалось, но так и не подтвердилось; отличается ли отпевание умерших от коронавируса больных от обычного православного погребения.
Корреспондент «Голоса правды» разбирался в том, как сегодня таких усопших провожают в последний путь.
Еще никто не заразился
На сегодняшний день нет ни одного подтвержденного случая заражения коронавирусом от контакта с телами людей, умерших от новой инфекции. Это подтверждает документ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ее специалисты подготовили «Временное руководство с рекомендациями ВОЗ для профилактики и контроля инфекций, безопасного обращения с трупами людей, болевших коронавирусом». Согласно ему, из всех внутренних органов только легкие могут быть заразными при неправильном обращении во время вскрытия.
Однако из-за того, что вирус новый, еще не изученный специалистами до конца, были введены дополнительные меры предосторожности. Они будут действовать до тех пор, пока не станет известна полная информация о заболевании.
Подготовка тела
- Когда человек умирает в инфекционном госпитале, медперсонал действует по утвержденной инструкции. Тело оборачивается специальной тканью и переносится в зону морга. Все перемещения и манипуляции сведены к минимуму, - рассказал администратор ковидного госпиталя Алексей Дробышев.
Сами медработники при этом полностью экипированы средствами индивидуальной защиты: одноразовыми костюмами, перчатками, лицевым щитом или очками вкупе с медицинской маской. Гигиена рук проводится как до, так и после взаимодействия с телом умершего.
В морге
В связи с дополнительными мерами безопасности во вскрытии участвуют минимальное количество людей. В нашем госпитале задействован один человек - патологоанатом Олег Жук.
- Мне приходится проводить в среднем от пяти до восьми вскрытий в сутки. Делать это в специальном медицинском костюме крайне неудобно и тяжело. Но все равно стараюсь быть осторожнее, чтобы обезопасить себя и своих коллег, несмотря на все неудобства, - отметил патологоанатом.
Для вскрытия умерших в инфекционном госпитале на его территории выделено отдельное помещение. Оно хорошо проветривается, в нем созданы все условия для обеспечения безопасности. Даже защитные средства врача усилены противоаэрозольным респиратором.
После подготовки тело умершего обязательно обрабатывается хлоркой. Затем его заворачивают в полиэтиленовую пленку. Ею же заполняется и все свободное пространство внутри гроба. В этой ситуации для родственников прощание с близким, к сожалению, запрещено.
Вход в карантинную зону, в которой расположен временный морг, закрыт.
- Сегодня это необходимая мера даже в том случае, если усопший не болел коронавирусом. Несмотря на результаты тестов, все пациенты находятся в «грязной» зоне и, соответственно, могут так или иначе передать инфекцию. Исключать этого нельзя. К тому же, как мы уже говорили ранее, наличие COVID-19 может подтвердиться после отправки части легкого умершего человека на дополнительные анализы, - добавил Алексей Дробышев, заместитель главврача Красноармейской ЦРБ, администратор госпиталя.
Захоронение
На просторах интернета в последнее время появилось много слухов о том, что умерших людей, болевших коронавирусной инфекцией, должны обязательно кремировать. На самом деле - это лишь миф. Такая процедура по-прежнему осуществляется по желанию родственников покойных.
В местном похоронном бюро «Ритуал» отметили, что за все время функционирования межрайонного инфекционного госпиталя, на кремацию согласилась лишь одна семья. Услуга не пользуется большим спросом у населения.
Сами же похороны людей, умерших от коронавирусной инфекции, отличаются от обычных. Их хоронят в закрытых гробах. Традиционное прощание дома или в ритуальном зале не рекомендовано. Количество участников на кладбище ограничено.
Все близкие должны соблюдать социальную дистанцию, пользоваться масками и, по возможности, перчатками. Медперсонал также советует избегать поминок.
«Сторонимся близких»
Совсем недавно Алена Артамонова (имя и фамилия изменены - прим. автора) из станицы Новомышастовской хоронила свою мать, которая умерла в ковидном госпитале.
- То, что мою маму хоронили в закрытом гробу было ужасно. Но такая сейчас ситуация, я все могу понять, - отметила Алена. - Сначала я переболела коронавирусом, потом еще и моя мама скончалась от него. Самое страшное - после этого у меня появились какие-то проблемы с нервами. Проще говоря, «психоз». Первое, о чем я подумала, готовясь к похоронам - стоит ли приглашать родную сестру матери и ее семью, которые живут в Волгограде, не станет ли опасной для них эта поездка. Решила, что это их выбор, и позвонила. Они приехали на следующий день.
Во время похорон и здешние близкие, и дальние родственники держались на расстоянии, почти не контактировали. Чувствовалось напряжение. И не только из-за самой траурной церемонии. Наверное, они боялись заразиться. Думаю так, потому что сама переживала за тетю и других гостей. Получается, уже дошло до того, что мы сторонимся близких.
Об отпевании усопших
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Полтавской протоиерей Василий Старченко рассказал, что, несмотря на опасность коронавирусной инфекции, заочных отпеваний больше не стало. Как и раньше, обычный чин погребения умерших от ковида проводится и на дому, в последние месяцы было несколько таких случаев. При этом все священнослужители по рекомендации краевой епархии строго соблюдают все меры предосторожности: пользуются масками, перчатками, антисептическими средствами.
Чин церковного погребения умерших от ковида ничем не отличается от отпевания православных, скончавшихся по другим причинам.
- Надо учитывать, что наш госпиталь обслуживает шесть районов - Красноармейский, Славянский, Тимашевский, Калининский, Темрюкский и город Краснодар. В статистике смертности учитываются данные по всем этим муниципалитетам. В апреле у нас умерли три пациента, но и в госпитале тогда находилось не больше сотни людей. В мае, июне и июле в среднем умирали по 6-8 пациентов. Рост смертности пошел в августе, когда вторая волна эпидемии начала набирать обороты. В октябре и ноябре смертность в разы увеличилась, достигла 95 и 98 случаев в месяц. Почти все умершие имели тяжелые хронические заболевания, которые повлияли на исход течения болезни. И число аппаратов ИВЛ и кислородных аппаратов, которых у нас сегодня достаточно, не сыграло свою роль.
При этом количество вылечившихся в нашем межрайонном госпитале с начала пандемии превысило отметку в две тысячи человек. Их число растет каждую неделю. За последние семь дней выздоровели 148 человек, на 22 больше, чем на прошлой неделе.