Роман Куринный: «Мы призываем встретить этот Новый год в кругу семьи»
Руководитель департамента потребительской сферы Краснодарского края рассказал, почему не закрывают регион для приезжих и зачем п
Сотрудники департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края сегодня не дают кубанцам расслабиться после полуночи: как контрагенты вычисляют все закрытые вечеринки – в барах, клубах и даже фотостудиях. Зачем такой жесткий контроль и есть ли от него польза? Об этом и многом другом руководитель ведомства Роман Куринный рассказал в прямом эфире «Инстаграм» «КН».
Вместо Деда Мороза и Снегурочки - проверяющие
- Из-за ухудшения эпидемиологической ситуации в регионе нам пришлось возобновить рейды: выявляем порядка 7-8 процентов нарушений от общего числа проверенных объектов. Почему взялись именно за ночные заведения? Потому что именно они стали главными рассадниками COVID-19 в ряде стран весной. Практика показывает, что на ночных вечеринках труднее всего соблюдать масочный режим и социальную дистанцию: люди выпивают, про меры предосторожности забывают.
- Как тогда в этом году пройдут новогодние праздники?
- За полтора месяца до Нового года, мы разослали письма главам муниципальных образований с напоминанием о том, что в крае, согласно постановлению губернатора, действует режим повышенной готовности. Проведение досуговых, развлекательных, зрелищных и иных подобных мероприятий под запретом. Это касается и новогодних банкетов. Поэтому не стоит вносить какие-то задатки и планировать вечера в шумной компании с ведущими, конкурсами, песнями и танцами. Все заведения будут работать строго до полуночи. И неважно, какая это будет ночь. Данное решение принято губернатором на оперативном штабе с учетом мнения всех наших врачей инфекционистов и специалистов Роспотребнадзора. Мы призываем встретить этот Новый год в кругу семьи.
- Многие интересуются, как отличить корпоратив или банкет от семейного ужина?
- Если коллектив сидит в ресторане и просто ужинает, то мы ничего против не имеем. Такие ужины проводить безопасно. Если это ужин с танцами и конкурсами, где отдыхающие близко контактируют друг с другом, то такое недопустимо. Надо понимать, что наши решения рождаются не просто так. Роспотребнадзор проводил статистику по подобным вечеринкам: достаточно одного заболевшего, чтобы все присутствующие на мероприятии получили положительный результат на коронавирус. Многие начинают углубляться в нюансы и часто спрашивают, мол, а можно не 20 человек пригласить, а 15? Я таким советую пообщаться с переболевшими или теми, у кого умер родственник от этой инфекции. Думаете эти нюансы, действительно, так важны? Проводить досуговые и развлекательные мероприятия в крае нельзя независимо от количества человек. Один год без корпоратива – не так страшно, чем потерять близкого или получить серьезные осложнения после заболевания коронавирусом.
- В новогоднюю ночь рейды продолжатся?
- Конечно. Группы будут мониторить объекты в каждом городе, в каждом муниципальном образовании. С 28 декабря у нас начинает работать штаб по координации всех горнолыжных курортов. Наша цель не наказывать, а предупредить. Ведь если в целом посмотреть, то мы штрафуем только в крайнем случае. Например, один раз бар наказали, второй… На третий можно закрывать. Человек не понимает, что так работать нельзя. С каждым разом у него все больше людей на вечеринках, он придумывает различные механизмы ухода от ответственности и ограничений.
Дегустационные бары и свежие устрицы
- Жители спрашивают: зачем пускают москвичей? Может, стоит закрыть регион на время новогодних праздников?
- У нас туристический край и, если мы закроемся, то это парализует жизнь всего региона: не на что будет развивать медицину, социальный блок, обеспечивать в целом достойный уровень жизни. Плюс пострадает бизнес. Встанет весь горнолыжный кластер. Чтобы этого не допустить мы и вводили очень серьезные ограничения в начале года. Результаты этих мер позволяют держать ситуацию под контролем. Понятно, что есть заболеваемость, но рост не такой значительный, как в других регионах и странах. Например, Европа уже закрыла горнолыжные курорты. Надеемся, что у нас такого не случится. Хотим, чтобы наши граждане смогли отдохнуть. Для этого подготовлены места для оперативного тестирования на коронавирус туристов, которые почувствовали недомогание. Также гости смогут сделать анализ на антитела. Плюс в регионе снова заработают обсерваторы, куда будут отправлять путешественников с температурой и симптомами COVID-19.
- Каждый год мы видим, какая толпа собирается у подъемников на наших горнолыжных курортах. В этом году предприимчивые бизнесмены даже начали продавать места в очередях за 40 тысяч рублей…
- Я сам активно катаюсь на лыжах и видел, как в новогодние праздники тяжело подняться на склоны, а затем спуститься. Поэтому мы решили развести потоки тех, кто поднимается на пешую прогулку и тех, кто едет со снаряжением. Для лыжников и сноубордистов режим работы подъемников не поменяется. Тот, кто захочет насладиться горными пейзажами и подышать свежим воздухом, сможет это сделать с 11.00 до 14.00.
Сейчас рассматриваем еще возможность сделать прогулочные часы после 16.00 - перед ночным катанием. В это время склоны закрыты и катающихся нет. Люди смогут спокойно погулять.
- Читатели интересуются агротуризмом: когда на черноморском побережье при наших пляжных столовых и кафе можно будет не только шаурму отведать, но и черноморские устрицы, мидии, местную рыбу?
- Уже можно. В этом году открылось шесть винных дегустационных баров в новом формате - в Геленджике и Сочи. Раньше, если вы помните, наш край ассоциировали с так называемыми «разливайками» - бочками, из которых отдыхающим наливали якобы вино. Мы анализировали их содержимое в лабораториях и винограда там не нашли. Просто спирт, краситель, подсластители, вкусовые добавки и все. Поэтому наша задача сделать так, чтобы нас с этими бочками больше никогда не ассоциировали. Таких точек осталась где-то треть в крае. Да, мы понимаем, что турист едет и хочет вина. Поэтому создали альтернативу - дегустационные бары, где можно отведать не только вино, но и местные деликатесы: мидии, устрицы, рапаны.
- А с чем вы хотите, чтобы вас ассоциировали сейчас?
- Не вас, а нас. Я хочу, чтобы нас ассоциировали с качественным туристическим продуктом, настоящим вином из винограда. К тому же у нас достаточно таких заводов: мы производим 60 процентов вина России. Главное помочь виноделам стать конкурентоспособными и рассказать о них потребителю, чтобы они появились на полке в магазине.
Истина – в хорошем вине
- Назовите три марки шампанского или вина, которые вы можете посоветовать на новогодний стол?
- Достойное шампанское по разумной цене – «Абрау-Дюрсо». Если брать выше линейку – «Усадьба Дивноморское», один из лучших заводов на территории региона. Именно это вино стоит в министерстве иностранных дел на всех официальных делегациях. Очень достойная винодельческая продукция у «Лефкадии», я считаю, что это винодельня будущего. Вино «Гай-Кодзор», «Фанагория», «Шато Тамань».
- Вы пробовали вино, которое производит Сергей Галицкий?
- Тоже хорошее вино. В нем очень радует уровень и соотношении цены. Эксперты оценили его на достаточно серьезном уровне.
- Из-за пандемии кубанцы стали больше пить?
- Да. Оборот алкоголя вырос где-то на 10 процентов. Просто у людей появилось на это время. Интересно, что сначала рос оборот крепких напитков, сейчас – вина. Все-таки вино — это напиток позитивных событий и хорошего настроения. Поэтому можно сказать, что жители после карантина немного воспрянули духом.
- Стоит ли сегодня кубанцам переживать за некачественные алкоголь на своих новогодних столах?
- Если вы приобретаете его из-под полы, то стоит. Потому что у этой продукции нет документов. Покупать нужно только там, где есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Документы находятся всегда в доступном месте. Не нашли - перейдите в соседний магазин. Пусть владелец задумается, почему у него не покупают. А если он нелегал, то зачастую ему выгодно продавать и контрафакт. И что вы пьете, приобретая в таких магазинах, никто не знает.
Удары от коронавируса
- Объем инвестиций в потребительскую сферу Кубани составил почти 11 млрд рублей: это на 22 процента больше, чем за аналогичный период 2019 года. Доходы в бюджет увеличились почти на 2 млрд рублей или 5,2 процента. Учитывая непростую экономическую ситуацию из-за пандемии, в это сложно поверить. За счет чего удалось достичь таких показателей?
- 11 млрд рублей - это только за девять месяцев. На конец года ожидаем 15 млрд. В стадии подписания еще четыре крупных соглашения. Один из них – реконструкция Сенного рынка в Краснодаре. По оборотам доходы упали: на 5-6 процентов просела торговля, на 10-11 процентов - общественное питание и бытовые услуги. Мы могли ожидать и большего спада, но некоторые предприятия быстро перестроились, стали работать на вынос и доставку. Увеличился и туристический поток. В Сочи летом все столы были забронированы.
По налоговым поступлениям в бюджет мы строили более пессимистичные прогнозы. Но как оказалось, коронавирус очень сильно ударил по нелегалам и бизнес ушел в легальный сектор. Ведь господдержку, беспроцентные кредиты получили только те, кто работал по закону. Порядка 700 человек за два-три месяца мы устроили в онлайн-компании на территории региона. Вот такое перераспределение. Конкуренция стала более добросовестной.
- Планировать сегодня что-то очень сложно, но все же: какие задачи ставите перед собой на будущий год?
- Самое главное - научится жить в условиях ограничений, связанных с пандемией. Чтобы не приходилось составлять протоколы, закрывать какие-то заведения. Надеемся, что к концу следующего года по обороту выйдем, в том числе и по общепиту, на доковидные показатели. Ведь мы та отрасль, на которую опирается вся экономика региона.