Общество

Без срока давности: убийц начальника уголовного розыска Краснодара Александра Ледовского нашли через 22 года

За 50 тыс. долларов за дело взялись двое граждан, которые в свою очередь нашли киллера за «тридцатку». Фото: Следственный комитет РФ

Одно из самых резонансных преступлений в новой истории Кубани – заказное убийство полковника милиции Александра Ледовского и его

По горячим следам задержать преступников тогда не удалось, и спустя время народная молва списала дело в статус «глухарей». Поэтому недавняя новость о раскрытии убийства начальника уголовного розыска Краснодара стала неожиданностью. И только люди, которые занимались расследованием этого дерзкого, даже по меркам бандитских 90-х годов, преступления знают, что за этим результатом стоит работа десятков, если не сотен специалистов, которые по крупинкам собирали картину тех событий.

Тайное становится явным

О том, что убийцы Александра Ледовского и Валерия Соломатина изобличены, в ноябре сообщили сразу несколько официальных источников: МВД, прокуратура, Следственный комитет. Естественно, средства массовой информации и блогеры тут же подхватили и растиражировали горячую информацию, а некоторые даже назвали имена обвиняемых, хотя суда еще не было. Однако одно ведомство, сыгравшее огромную роль в раскрытии преступления, никакой информации не давало. Речь о Федеральной службе исполнения наказаний. И только журналисту «КН» удалось получить сведения, что называется, из первых уст.

– Весь процесс следствия происходил в следственном изоляторе № 1 в Краснодаре, – рассказал начальник оперативного отдела УФСИН России по Краснодарскому краю Арсений Гаврилов. – Информация о том, что подозреваемый (Р.Ш. – Прим. ред.) в заказном убийстве Александра Ледовского находится в одной из колоний Краснодарского края, поступила нам в 2019 году. Гражданин отбывал 17-летний срок за преднамеренное убийство. Сотрудники оперативного отдела УФСИН России по Краснодарскому краю установили его личность и место нахождения, а затем, после необходимых следственных действий, подозреваемый был задержан и доставлен в СИЗО-1. К нам же этапировали и второго подозреваемого (А.Д. – Прим. ред.), который отбывает пожизненное заключение за убийства. На протяжении всего времени, пока шло расследование, подозреваемые, а затем обвиняемые находились в СИЗО-1, а мы обеспечивали все условия для всестороннего и объективного следствия. В данный момент расследование закончено и обвинительное заключение передано в суд.

Момент задержания Р.Ш. интересен с психологической точки зрения. Это произошло прямо у ворот колонии. Отбыв все назначенные судом 17 лет за решеткой, Р.Ш. в этот день освобождался. Получил необходимые документы, прошел проверки, попрощался с людьми, с которыми провел многие годы в заключении, и направился к выходу в вольную жизнь. За спиной лязгнул замок, отделяя его от мира по ту сторону решетки. В лицо пахнуло свободой, но… всего на несколько секунд. Не успев сделать и десятка шагов, Р.Ш. снова почувствовал, как на его запястьях защелкнулись наручники: «Вы задержаны по подозрению в преступлении».

– Для него такой поворот, конечно, стал шоком. Но в то же время он был довольно спокоен. Наверное, понимал, что убийство начальника уголовного розыска и его сотрудника не останется без наказания, – рассказал Арсений Гаврилов. – Поначалу подозреваемый пытался отпираться, надеялся на то, что удастся избежать ответственности. Но в итоге собранные за год следствия доказательства вынудили его признаться.

Заказ. Ничего личного

Стоит заметить, что один из подозреваемых заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, что позволило детально восстановить хронологию подготовки преступления и убийства.

Осенью 1998 года житель соседнего с Кубанью региона решил устранить Александра Ледовского, который своей работой сильно мешал ему вести прибыльный, но не совсем законный бизнес. Кстати, по данным источника близкого к следствию, данный гражданин уже умер, но его имя, безусловно, прозвучит на судебных процессах, к которым готовятся Р.Ш. и А.Д.

За 50 тыс. долларов за дело взялись двое граждан, которые в свою очередь нашли киллера за «тридцатку». Они предоставили ему оружие, транспорт, место для временного проживания. Для чистого исполнения заказа нанятый убийца привлек соучастников, которые выполняли разные роли от слежки за «объектом» до проверки предполагаемых мест засады.

Интересная деталь: в процессе следствия оба фигуранта утверждали, что не знали, чем занимался Александр Ледовский, а просто выполняли заказ на убийство. В этом можно усомниться, учитывая, что группа киллеров не один день следила за начальником краснодарского угрозыска и досконально изучила его распорядок дня. Более того, у следствия есть основания полагать, что убийство Ледовского и Соломатина – лишь один эпизод преступной деятельности Р.Ш. и А.Д., которые в составе группы специализировались на выполнении заказов на убийство. А значит, еще предстоит найти всех участников этого сообщества.

Ранним утром 2 декабря 1998 года в доме Ледовского зазвонил телефон: объявлена учебная тревога. Полковник сразу позвонил Валерию Соломатину, который жил неподалеку, и договорился заехать за коллегой, чтобы вместе направиться на службу.

Около 6 утра милиционеры выехали на перекресток ул. Сормовской и 30-й Иркутской дивизии. В этот момент в задний бампер их машины врезалась ВАЗовская «пятерка». Судя по кадрам следственного эксперимента, первым из машины вышел Валерий Соломатин, которого киллер расстрелял из автоматического пистолета. Александр Ледовский тоже успел лишь выйти из автомобиля, как был застрелен. Киллеры сработали профессионально, закончив заказ контрольными выстрелами в голову.

Остывшие следы и параллели

Учебная тревога сразу трансформировалась в боевую. На поиски убийц были брошены все силы, но обнаружить удалось только автомобиль, на котором перемещались киллеры.

Версий было несколько, включая банальный грабеж. Более того, почти сразу нашли двух «преступников», которые рассказали, что хотели поживиться за счет милиционеров, но когда те стали сопротивляться, грабителям якобы пришлось стрелять.

На версии ограбления надо остановиться поподробнее, потому что уже тогда имелись большие шансы, что преступление «будет раскрыто» по горячим следам именно по этому сценарию. Сверху давили, расследование взял под личный контроль глава МДВ России Сергей Степашин – нужны были результаты. Но к чести сотрудников уголовного розыска Краснодара, которые горели желанием найти истинных убийц их коллег, эта версия и «чистосердечное признание» задержанных не были приняты во внимание и расследование продолжилось. Главным мотивом заказного убийства стала профессиональная деятельность Александра Ледовского. И она подтвердилась. Спустя два десятилетия.

Действительно, в то время «раскрытие» даже явных заказных убийств как неудачные ограбления (лишь бы уложиться в поставленные сверху сроки) не было чем-то необычным. Например, дело об убийстве начальника транспортной милиции по порту Новороссийск полковника Евгения Федорякина до сих пор вызывает массу вопросов. Даже с обывательской точки зрения не очень похоже, что он погиб от рук грабителей, а не профессиональных киллеров.

Полковника Федорякина убили вечером 5 ноября 1998года – за месяц до нападения на Ледовского. Убийцами были признаны двое молодых жителей Керчи, приехавшие на заработки. По официальной версии, они хотели ограбить полковника, поэтому совершили нападение возле его дома в Широкой Балке. По их словам, милиционер оказал сопротивление, и его сначала избили, а потом перерезали ему горло. Тело вывезли в машине Федорякина, но недалеко – автомобиль заглох.

Интересен тот факт, что в первом процессе, который проходил в Новороссийске, присяжные единогласно оправдали подсудимых как непричастных к убийству, потому что собранные доказательства, по мнению заседателей, не подтверждали, а опровергали вину подсудимых.

Вдова полковника Федорякина также категорически не соглашалась с выводами следствия, утверждая, что ее супруга убили по заказу, так как в Новороссийск нагрянула проверка из Москвы во главе с заместителем министра внутренних дел. Целью проверяющих являлся морской порт и расследование фактов коррупции в местных органах власти. Федорякин же, в силу своих служебных полномочий, располагал информацией о реальном положении дел в порту и, по мнению супруги, обладал материалами, которые могли навредить очень серьезным людям.

Однако суд, вместо того чтобы освободить оправданных из-под стражи, тут же распустил коллегию присяжных заседателей и впоследствии, уже в краевом суде, гастарбайтеров признали виновными. А спустя год была убита жена Федорякина. Виновным признали сына полковника от первого брака, который получил условный срок за убийство в состоянии аффекта. Расследование окончено.

Сейчас, по прошествии двух десятилетий, наверное, уже невозможно снять все вопросы относительно убийства Евгения Федорякина, но тому, что это дело очень похоже на заказное убийство Александра Ледовского, есть немало косвенных подтверждений. Достаточно сказать, что полковник Ледовский очень сильно мешал криминальному переделу того самого Новороссийского порта и версия, что заказ связан с этой сферой, была одной из ключевых. Да и сейчас, пока не известно имя покойного заказчика, еще ничего нельзя говорить определенно. Вполне возможно, что связь окажется еще более наглядной.

Непобежденный

Полковник милиции Александр Ледовский, по воспоминаниям его друзей и сослуживцев, имел репутацию неподкупного и принципиального борца с криминалом. В милицию он пришел еще в советское время. А его учителями были люди, для которых принцип «вор должен сидеть в тюрьме» был основополагающим и не подлежащим обсуждению. Авторитет же Ледовского был настолько велик, что его заслуженно уважали даже простые краснодарцы, которые видели в нем реальную защиту.

Умный, организованный, смелый – эти качества позволили Александру Ледовскому сделать блестящую карьеру – от простого опера до начальника уголовного розыска столицы Кубани. Этот пост он занял в сорок лет.

О том, в каких условиях пришлось работать Ледовскому, сейчас могут судить только люди, которые жили в то время. Тотальный криминальный передел собственности, уличная преступность, усугубляющаяся близостью «горячих» точек и прочие «прелести» переходного периода России – таковы реалии лихих 90-х. Прибавить сюда нищенские зарплаты милиционеров – и можно лишь отдаленно представить суровую действительность тех лет. Проще говоря, тогда шла самая настоящая война с криминалом, которую вели люди, подобные Александру Ледовскому, не за страх, а за совесть.

Понятно, что принципиальная позиция начальника угрозыска стояла поперек горла преступникам. Ледовский и созданная им команда настоящих единомышленников не смотрели на ранги криминальных авторитетов и, естественно, нажили среди них много врагов, по чьим понятиям самым эффективным решением был метод «Нет человека – нет проблем». Александр Ледовский погиб в 44 года. Но он ушел непобежденным. И то, что пускай даже через 22 года, истинные убийцы оказались на скамье подсудимых, лучшее тому подтверждение.