Общество

Кубанский активист Павел Снаксарев стал лауреатом ежегодной именной премии губернатора Краснодарского края

Павел Снаксарев

Награду для людей с ограниченными возможностями в номинации «За достигнутые успехи в общественной, волонтерской деятельности» ем

Деятельность председателя комиссии Совета при губернаторе по развитию гражданского общества и правам человека Павла Снаксарева по доступной и комфортной безопасной среде отмечается не в первый раз. Так, в 2018 году ему объявили благодарность президента РФ, в прошлом году наградили почетной грамотой Законодательного Собрания края за значительный вклад в реализацию общественно значимых государственных программ и активное участие в благотворительной деятельности. Диплом этого года стал для гражданского активиста не только подтверждением его заслуг перед обществом, но и стимулом к реализации новых проектов.

– Все достижения не были бы возможны без помощи и взаимодействия с краевыми министерствами и ведомствами, образовательными и медицинскими учреждениями, общественными организациями, да и просто неравнодушными людьми, которые встали на путь добровольчества. Считаю, это наша общая награда, – говорит он.

Диплом Павлу Снаксареву вручили мэр города Евгений Первышов и председатель Гордумы Вера Галушко.

Павел Снаксарев более 20 лет возглавляет Краснодарское краевое общественное движение по защите прав и интересов инвалидов «Содружество». На его базе работает и Центр реабилитации искусством, спортом и творчеством имени Николая Котлярова. Главная задача этих организаций – формирование в обществе доброжелательного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, привлечение внимания к важнейшим социальным проблемам. Центр реабилитации работает в нескольких направлениях: инклюзивное образование, инновационная медицина, воспитание с помощью искусства, развитие волонтерской деятельности.

Не слова, а дела

Под эгидой этой общественной организации трудится около 300 волонтеров по всему Краснодарскому краю. Добровольцы организации – люди творческие, увлеченные своим призванием. Так, один из них, Дмитрий Донченко из Славянска-на-Кубани - инвалид детства, общественный сотрудник Центра. Сейчас он учится на третьем курсе Кубанского аграрного университета и помогает Павлу Снаксареву в организационной работе. Он создал информационную медиаплатформу и тем самым объединил различные молодежные сообщества.

Художник-декоратор Юлия Тагалаева обычно занимается с маленькими пациентами онкоотделения Детской краевой клинической больницы и с ребятами из коррекционных школ. В этом году в связи с пандемией она не смогла провести мастер-классы, но подготовила для своих подопечных наборы для поделок «Сделай сам». В этой работе ей помогают психолог онкоотделения детской больницы Юлия Кузьмиди, а также педагог коррекционной школы № 21 Краснодара Наталья Бережная.

Еще один волонтер – талантливый переводчик и поэт Андрей Гетманов. Будучи студентом, он организовал в КубГТУ «Ритори-клуб» – объединение для любителей русского языка и литературы, игру «Что? Где? Когда?».

Рисуем будущее

Одна из основных целей центра – совместная работа с талантливыми детьми и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью искусства.

– В творческой деятельности дети раскрывают свой потенциал. Это способствует снятию психологических рамок, развитию эстетического вкуса, восстановлению душевного равновесия. В конечном итоге мы формируем с помощью искусства личность маленького человечка, – говорит Павел Снаксарев.

В этом центру помогают кубанские художники-педагоги Сергей Воржев, Юрий Коробко, Анатолий Мельников, Людмила и Вячеслав Котелевские, дизайнеры Ольга Зимина, Анна Деркач и Мая Похлебаева, а также мастера декоративно-прикладного искусства Светлана Казанцева и Людмила Мальцева, скульптор Александр Косюга, театровед Елена Петрова, педагог-переводчик Олег Бабак, преподаватель актерского мастерства Виктор Энтин. Все они ведут мастер-классы в рамках проекта «Творческие беседы об искусстве».

Работы выставки «Мир, как вижу его я - 2020».

Кроме того, недавно прошла 5-я, юбилейная международная выставка-конкурс «Мир, как вижу его я» в Краснодарском художественном музее при участии Краснодарского президентского кадетского училища, Гильдии возрождения профессионального ремесла.

При содействии ресурсного центра КубГУ был открыт «Ритори-клуб». Об особенностях родного языка ребятам рассказывают преподаватели филологического факультета. Такие занятия способствуют развитию культуры речи, тренируют дикцию, учат нормам литературного произношения.

Испытатели, вперед!

Безусловно, не только искусство помогает детям, но и инновационные медицинские технологии. Так, Павел Снаксарев является куратором уникального проекта, в котором 20 детей с ДЦП учатся ходить при помощи роботизированного комплекса «Экзоскелет» российского производства. Причем абсолютно бесплатно. Программу поддержал Фонд президентских грантов. Она стартовала в августе в некоммерческом центре «Ангелы Кубани» под руководством Людмилы Надержинской. Проект помогает детям с ДЦП встать на ноги в буквальном смысле, освоить навыки правильной ходьбы. Оборудование не дает пациенту упасть, поддерживает спину, правильно располагает его ступни и выполняет за него шаги. Проект рассчитан на год. И юные подопечные центра уже делают первые успехи.

В центре также планируют создать кабинет альтернативной коммуникации – с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.

– В этом году на слушаниях по бюджету края на 2021–2023 годы наш Центр предложил включить в государственные программы края мероприятия, способствующие внедрению инновационных технологий как в области диагностики, лечения и реабилитации детей-инвалидов, так и в сфере внедрения инновационных разработок в производство, а также в рамках подготовки управленческих кадров. Уделить особое внимание тем инвалидам с ДЦП, кому уже исполнилось 15 лет. Кроме того, считаю, что необходимо выделить детскую реабилитационную патологию в отдельный сегмент реабилитации и медицинского обслуживания, а также внедрить инновационные технологии лечения и реабилитации детей и молодежи с ДЦП на базе краевых больниц, в том числе с помощью систематического привлечения ведущих специалистов России в области нейроортопедии, нейрохирургии, неврологии, – убежден Павел Снаксарев.

Что касается образования детей-инвалидов, то центр «Содружество» также старается внедрять новшества, рассказывать о них. Так, по всему краю проводится работа по внедрению в школы института тьюторства, который на Кубани пока не развит. Должность тьютора – помощника ребенка-инвалида в школе – должна вводиться в штатное расписание образовательной организации на основании рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации. Это было бы большим подспорьем в учебе и социализации детей.