Электрокары на российском рынке: есть ли будущее
Управляющий ОО «Краснодар» «РГС Банка» Иван Романцов рассказал, почему в России плохо приживаются электромобили
Проблема экологии является одной из самых значимых во всем мире, и многие производители стремятся использовать только экологически чистые материалы и технологии. Существует огромное количество различных экотрендов, следуя которым люди стараются спасти природу нашей планеты.
Автомобильная индустрия не оставляет без внимания эту проблему и в погоне за экологичностью активно занимается развитием электрокаров. На сегодняшний день уже многие автомобильные производители с мировым именем предлагают электромобили по вполне доступным ценам. Сегодня электрокар – это не только Tesla, но и привычные нам BMW, Toyota, Ford, Chevrolet, и даже российская автомобильная компания «АвтоВАЗ» не отстает и разрабатывает модели с электрическим двигателем.
Пока в России рынок электрических автомобилей с пробегом развит лучше, чем рынок новых электрокаров. Лидером среди подержанных авто стал Nissan Leaf, перепродажи которого составили 614 единиц. Моделей Mitsubishi i-MiEV было продано 15 штук, Tesla Model S – 13, по семь экземпляров – BMW i3 и Tesla Model X, три – Hyundai Ioniq и по два – Jaguar I-Pace и LADA Ellada.
На рынке новых автомобилей фурор произвела модель Audi e-tron, именно эту модель в сентябре купили 27 раз, что составило около 30 процентов рынка. Менее популярными среди покупателей стали Nissan Leaf и Tesla Model 3 – по 20 новых электромобилей было куплено за сентябрь. В два раза меньше купили кроссоверов Tesla Model X и еще немного меньше – Jaguar I-Pace – 9 штук. Также жители нашей страны приобрели три электрокара Tesla Model S и по одному Hyundai Ioniq и Renault Twizy.
Стоит отметить, что электромобили с пробегом наиболее востребованы в Иркутской области, Приморье, Хабаровском и Краснодарском краях. Москва в региональном рейтинге занимает лишь девятое место. А вот на рынке новых электрокаров совсем другая ситуация: лидерами являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
Лидерами по готовности к использованию электрического автотранспорта являются Нидерланды, Норвегия и Швеция. Там продажи электрокаров исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами.
Сегодня на российском рынке достаточно широкий выбор моделей электрических автомобилей, поэтому потребитель может выбрать машину на свой вкус и кошелек.
Безусловно, лучшими считаются модели компании Tesla. Это действительно наиболее мощные и оснащенные электрокары на сегодняшний день, но их высокая цена является существенным минусом. Автомобиль Tesla Model S будет стоить около 6 млн рублей, что для большинства жителей нашей страны очень дорого. Примерно в той же ценовой категории представлены модели других компаний: Ford Mustang Much-E, Mercedes EQC, BMW iX3, Volvo XC40 Recharge, Audi e-tron, Jaguar I-Pace.
Для тех, кто не может себе позволить такие дорогие электромобили, существует ряд моделей по более низким ценам. В диапазоне от 2,5 млн до 3 млн рублей можно выбрать следующие модели: Peugeot e-208, Opel Ampera-e, Nissan Leaf, Renault Zoe, Volkswagen ID.3, SEAT el-Born, Skoda Enyaq 80x, Hyundai Kona Electric, Kia e-Soul.
Разница между этими автомобилями не только в цене, но и в мощности. У более дорогих моделей предельная скорость может доходить до 200–250 км/час, а емкости аккумулятора хватает на поездку, расстояние которой составляет от 500 до 600 км в зависимости от автомобиля. Менее дорогие электрокары уже не такие мощные, их предельная скорость составляет 150–180 км/час, а заряда аккумулятора хватает на расстояние до 500 км.
Несмотря на все льготы и преимущества в виде отсутствия транспортного налога в ряде городов, бесплатной парковки, доступного сервисного обслуживания, россияне пока не готовы отдавать деньги за электрокар в качестве первого или единственного транспортного средства. Все-таки электромобили – это пока удел обеспеченных людей, ведь минимальная цена нового электрокара превышает 2 млн рублей.
Одной из главных проблем эксплуатации электромобилей является интенсивный износ аккумуляторов. Запас хода электрокаров рассчитан в идеальных условиях, а российские реалии очень далеки от них.
Во-первых, многочисленные пробки и неравномерное движение по городу, которое требует постоянных разгонов и торможений, приводят к более интенсивным затратам электроэнергии.
Помимо этого, стоит учитывать климатические условия. Из-за морозов и частых осадков автолюбители часто пользуются обогревом салона, дворниками и омывателем. В осенне-зимний период из-за сокращенного светового дня возникает потребность в использовании фар дальнего света и дополнительного салонного освещения – все это увеличивает расход энергии, сокращая тем самым запас хода.
На сегодня в нашей стране действует 250 электрозарядных станций (ЭЗС). С учетом роста спроса на новый вид транспорта этого количества ЭЗС явно будет не хватать.
Особенно неразвитая инфраструктура ЭЗС наблюдается в регионах. Кроме того, трудности вызывают поездки на дальние расстояние, например из Москвы в Санкт-Петербург, поскольку по дороге нет мест, где можно зарядить электромобиль.
Энергетическая компания «Россети» этой осенью анонсировала программу «30/30», в рамках которой к 2024 году планируется установить 1000 ЭЗС в 30 крупных городах и на 30 наиболее используемых автомагистралях страны. Трудность заключается в том, что для установки этих станций требуются большие финансовые вложения. И если богатые регионы могут себе их позволить, то для регионов победнее такие затраты нерациональны.
По сравнению с ведущими мировыми рынками спрос на электромобили в России пока еще очень низкий. Их массовому развитию препятствуют их же технические характеристики, которые несовместимы с понятиями русского климата и менталитета. Также низкая динамика спроса на новый вид автомобилей связана с отсутствием поддержки со стороны государства. Тем не менее интерес к электрическим автомобилям на фоне борьбы за экологию со временем все же будет увеличиваться.