Общество

Обязательный техосмотр. Как новые правила отразятся на жизни автомобилистов

В России готовятся к вводу новых правил техосмотра автомобилей. Фото: pixabay.com

Новые правила техосмотра начнут действовать в России не с 1 марта, как обещало правительство, а с 1 октября. Это уже второй п

Больше никаких походов «налево»

Эксперты сразу заявляли: отрасль не готова к реформе, и изменения грозят коллапсом. К весне оптимизма у специалистов не прибавилось. Они считают, что правительство не облегчит, а усложнит жизнь владельцам транспорта.

Во-первых, процесс техосмотра нужно будет фотографировать. Автомобиль будут фиксировать на въезде в пункт ТО и на выезде из него. Снимки отправят в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО). Туда же нужно будет отправлять и координаты, где проводится техосмотр. Эксперт, который проводит осмотр, должен подтвердить результаты цифровой подписью. Данные будут доступны сотрудникам ГИБДД и страховых компаний. После подобных процедур водители получат диагностическую карту. Документ будет как электронным, так и бумажным – по желанию владельца.

Изменения коснутся и пунктов ТО. Для них Минтранс ввел целый ряд требований.

– К октябрю у нас должно быть подходящее по площади помещение, все необходимое оборудование, осмотровая канава нужных размеров, – рассказывает директор одного из краснодарских пунктов техосмотра Сергей Исаев. – Не секрет, что сейчас большинство водителей просто покупает карты у страховых агентов. На техосмотр на машинах приезжают лишь самые «правильные» автолюбители. Остальные привыкли к простой схеме: отдал деньги – получил карту. Это незаконно, зато всем удобно, и документ выдается настоящий. Новые правила должны привести к порядку и дисциплинированности.

С октября купить «левые» диагностические карты уже не получится. Придется приехать на своей машине в аккредитованный техцентр: список операторов можно посмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков. После фотосессии начнется непосредственно техосмотр. Сотрудник оценит состояние автомобиля, проверит фары, давление в шинах, состояние двигателя, тормозов и подвески, замерит уровень масла, антифриза, тормозной и других жидкостей, которые необходимы для работы автомобиля.

Возраст – помеха

Если все в порядке, в ЕАИСТО вам оформят диагностическую карту. Разумеется, все это касается машин старше четырех лет. Если автомобилю от четырех до десяти лет, на диагностику нужно приезжать каждые два года. А для транспорта старше десяти лет диагностическую карту придется получать каждый год. Такси, грузовики больше 3,5 тонны, учебные машины и автобусы младше пяти лет тоже должны проходить ТО ежегодно. А автобусы старше пяти лет – и вовсе дважды в год. После техосмотра можно ехать в страховую компанию.

– Как поведет себя рынок страхования в октябре, пока непонятно, – говорит руководитель одного из краевых центров страхования Светлана Сибилева. – Скорее всего, теперь водители не будут спешить получать полисы ОСАГО. Впрочем, и сейчас без страховки по кубанским дорогам ездит больше 30 процентов. Притом что до 30 сентября ОСАГО можно получить без диагностической карты. При этом для страховщиков будет идеальным вариантом, если эти карты вообще «отвяжут», чтобы была возможность страховать автомобили без них. Но, еще раз повторюсь, какая обстановка сложится через полгода, никто с уверенностью сказать не может.

Штрафы каждый день

В чем же минусы новой системы диагностики? Какие проблемы ждут водителей? В России зарегистрировано почти 45 млн автомобилей. А аккредитованных пунктов техосмотра всего около 5300. Следовательно, неминуемы огромные очереди. Также в правительстве задумались об увеличении стоимости получасовой процедуры. Сейчас минимальная цена в Краснодарском крае – 217 рублей (для мотоцикла), максимальная – 1085 (для электромобиля). Осмотр обычного легкового авто пока стоит 651 рубль. И поднятие цен только обрадует хозяев центров ТО.

В силу вступит новый штраф за езду без техосмотра – нет карты ТО в базе – будь готов заплатить 2 тысячи рублей.

Есть мнение, что очередной перенос новых правил ТО связан с неготовностью Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Стало известно, что данные в систему внесли с ошибками. И многие операторы просто не смогли бы с 1 марта оформлять диагностические карты. Пока система очень сырая и продумана не до конца. Хоть на нее потратили десятки миллионов. Но сделали, как у нас часто бывает, на скорую руку. При этом в Минтрансе упорно продолжают в переносах винить коронавирус.

А что же ждет владельцев «серых» талонов? В этом году, понятно, ничего. А вот в 2022-м водителям с незаконными диагностическими картами придется несладко.

– В силу вступит новый штраф за езду без техосмотра, – рассказывает начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Ирина Заватская. – Причем ловить нарушителей будут уже не инспекторы ГИБДД, а дорожные камеры. Нет карты в базе – будь готов заплатить 2 тысячи рублей. Причем такой штраф смогут выписывать хоть каждый день. Согласитесь, слишком дорогое удовольствие для «нелегалов».