Новые правила автоэкзамена: станет ли сложнее получить водительское удостоверение
С 1 апреля в России изменятся правила сдачи экзамена на водительские права.
Проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена теперь проводиться не будет. Проведение экзаменов на заранее определенных маршрутах исключается. Еще одним нововведением станет возможность присутствия наблюдателей в автомобиле при проведении экзамена. Это могут быть другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол. Они помогут добиться повышения прозрачности сдачи автозачета и разрешить возможные спорные ситуации. Кроме того, будет упрощена процедура подачи заявления на сдачу экзамена – оно будет заполняться в электронном виде, что ускорит время заполнения и уменьшит количество ошибок.
К чему готовиться ученикам?
По мнению экспертов, новые правила сдачи экзамена на водительские удостоверения изменят подход автошкол к обучению вождению. Они позволят исключить натаскивание кандидата в водители на отдельные виды упражнений в условиях закрытой площадки. Таким образом, заучивание учебных маршрутов станет бесполезным. Теперь «площадка» и «город» будут объединены в один практический экзамен, а на все задание уйдет не более 30 минут.
Инспектор ГИБДД будет вести аудио- и видеозапись процесса. Проводить экзамены, как и раньше, будут на закрытых огороженных площадках. Упражнения не изменились: заезд в бокс, разворот в ограниченном пространстве, параллельная парковка, «горка». Если не будет замечаний, инспектор разрешит выезжать в город. При этом точный маршрут известен не будет. Принимающий экзамен может давать задания по своему усмотрению. Например, проехать регулируемый или нерегулируемый перекресток, правильно перестроиться.
За каждую ошибку во время экзамена будут начисляться штрафные баллы. Ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. Пять набранных баллов – и экзамен не сдан. Одно серьезное нарушение – выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, нарушение правил поворота и разворота – будет караться сразу пятью баллами. Также экзамен прекратится, если ученик не пристегнет ремень безопасности или будет пользоваться телефоном во время движения.
Что принесут нововведения?
Вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов считает новые правила неоднозначными.
– Вообще отменить площадку нельзя. Молодой курсант должен обладать определенными навыками, чтобы в городе не нанести повреждения другим транспортным средствам и тем более пешеходам. Если собираются в городских условиях проводить комплексные упражнения, которые применимы на площадке, то такого не должно быть, – считает Клевцов.
Еще более пристальное внимание эксперт призывает уделять автошколам. Они, по его мнению, должны обучать водителя управлять транспортным средством в реальных условиях, потому что он потом выезжает самостоятельно и несет ответственность и за себя, и за окружающих.
Представители автошкол к изменениям относятся положительно.
– Конечно, кандидатам в водители будет сложнее получить удостоверение, поскольку ужесточаются требования к практическому экзамену, – говорит инструктор одной из краснодарских автошкол Сергей Николаев. – Сейчас большинство выпускников – теоретики. В реальных дорожных условиях мы занимаемся вождением процентов 20, не больше. Все остальное время – это езда по площадке, где нет ни других автомобилей, ни пешеходов, а также зубрежка правил дорожного движение и устройства автомобиля в кабинетах. А зачем водителям, особенно девушкам, знать в подробностях подкапотное пространство? Это надо менять. Гораздо лучше больше практиковаться в езде по городу, чтобы потом люди не боялись выезжать на дороги в одиночку и не терялись в сложных ситуациях.
Изменения продолжатся
На этом реформа подготовки водителей не закончится. На очереди – поправки к закону о безопасности дорожного движения. Пока обучаться управлять легковушкой или грузовиком можно с 16 лет, а сесть в качестве ученика за руль автобуса, троллейбуса или трамвая – с 20 лет. Поправка к закону допускает, что те, кто сдал экзамены на право управления легковым авто, могут получить права в 17 лет, но только в том случае, если будет управлять автомобилем до 18 лет вместе с опытным сопровождающим.
Также поправки к закону изменят порядок получения прав на управление автобусами. Получить их смогут только те, у кого есть стаж управления другими категориями: В, С или С1, D1. Единственное исключение – водители, которых готовят для службы в армии.
Сейчас обучиться и получить права на вождение автобуса может любой желающий, даже если он вообще никаким транспортом до этого не управлял.