Общество

Четверо кубанских студентов вышли в финал всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты»

Арпине Еремян, Елена Хабибулина, Евгений Грибановский, Анна Хаминова. Фото: Михаил Ступин

Победа в полуфинале престижных состязаний принесла им признание более опытных коллег и звание лучших молодых педагогов Краснодар

Каждый из них может превратить даже самую маленькую сельскую школу в современный детский образовательный центр и вырастить из маленьких «почемучек» талантливых ученых, инженеров, математиков и других профессионалов.

«Кубанские новости» встретились с каждым из молодых педагогов и узнали, почему они выбрали именно эту профессию и какой они видят школу будущего.


Анна Хаминова: «Современный учитель должен уметь почти все!»

Студентка 3-го курса филологического факультета Кубанского государственного университета.

Одна из победительниц полуфинала всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты» Анна Хаминова пошла в эту профессию, чтобы многократно расширить диапазон своих знаний, умений и навыков. Она твердо убеждена: учитель будущего должен уметь почти все (даже писать программы для компьютера), но самое главное – поддерживать школьников, быть для них примером. А как можно стать примером, если сам пока что далек от идеала?

Анна прекрасно помнит своих учителей, которые не смогли увлечь ее предметом, не поощряли ее стремления знать больше школьной программы. Изучать науки под руководством таких людей было не особо интересно. Но, сменив школу и познакомившись с новыми учителями, девушка вдруг поняла: вот на кого надо равняться в жизни – и заявила родителям, что непременно будет преподавать в школе и для своих учеников станет если не «второй мамой», то верным другом, любимым наставником и проводником в мир новых знаний.

После окончания школы Анна подала документы на филфак Кубанского государственного университета. Учебу она совмещает с педагогической практикой – ведет у краснодарских школьников факультативные занятия по русскому языку и литературе.

– Признаться честно, сначала я волновалась и пыталась продумать ответы на все возможные вопросы, которые могут задать дети. Но спустя пять минут работы все страхи ушли, и я поняла, что сделала правильный выбор: быть учителем – это мое, – вспоминает первые шаги в профессии Анна Хаминова.

Несмотря на небольшой педагогический опыт, она уже думает о том, как можно построить школу будущего – что для этого требуется изменить, перенастроить. Например, структурировать работу учителей, организовать педагогические мастерские, добавить некоторые факультативные занятия ученикам.

Именно эту неуемное стремление к совершенствованию обучающих процессов и созданию для детей лучших условий учебы и сделало из Анны одну из самых талантливых студенток. Свои мечты, цели и педагогические наработки она регулярно озвучивает на различных конкурсах, форумах и прочих встречах с нынешними и будущими коллегами.

Профессиональный конкурс «Учитель будущего. Студенты» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Конкурс проходит в рамках национального проекта «Образование».

Участие в конкурсе «Учитель будущего. Студенты» стало одним из самых непростых, но очень интересных опытов. Как вспоминает Анна, она много волновалась, так как эксперты и ведущие часто повторяли: «Кто-то из вас победит». А именно побеждать, соревноваться с кем-либо девушка и не любит.

Несмотря на сильное волнение, Анна и ее коллеги по команде смогли показать лучший результат, удивить экспертов и выйти в финал. Ведь на конкурсе оценивалось не столько владение какими-то знаниями, сколько умение слышать интуицию, креативно мыслить и общаться с разными людьми.

В ближайшее время Анну и трех ее коллег из Краснодарского края ждет выступление в финале всероссийского конкурса. Им предстоит доказать, что они лучшие учителя будущего не только на своей малой родине, но и в России. А пока молодые педагоги усиленно практикуются в реальных условиях. Анна, например, продолжает работать с детьми, тщательно готовится к каждому уроку, и на это у нее уходит большая часть свободного от занятий в университете и школе времени. Но девушка не переживает по этому поводу, потому что знает: учитель будущего должен уметь почти все. А значит, ей еще предстоит много интересной работы.


Елена Хабибулина: «Мои пятиклашки «брали интервью» у Наполеона и Юлия Цезаря»

Студентка 1-го курса магистратуры исторического факультета Армавирского государственного педагогического университета искренне считает работу учителя одной из самых интересных и мечтает посвятить всю свою жизнь детям.

Участвуя в полуфинале всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты», Елена Хабибулина неоднократно удивляла жюри своим умением находить неординарные решения разных учебных проблем и задач. Даже став условной «вахтершей» во время одной из обучающих игр, она не растерялась и разработала подробный план, как будет помогать своим «работодателям» добиваться статуса «школа будущего».

Креативность, огромное желание самосовершенствоваться, стремление быть полезной обществу и другие личные качества помогли 23-летней студентке из Армавира стать одной из четырех представлявших Кубань победительниц полуфинала состязаний.

– Я уже много раз участвовала в подобных интеллектуальных состязаниях и форумах, потому совершенно не волнуюсь, вступая в новую борьбу. Наоборот, радуюсь. Ведь сложные задания, которые приходится выполнять, в конечном итоге учат нас, студентов, быстро ориентироваться в любой ситуации, находить смелые решения и объединяться в группы ради общего результата. Такие навыки только помогают в работе, – рассказала Елена Хабибулина.

Кроме того, молодой педагог уверена, что образовательные форумы и профессиональные конкурсы полезны еще и тем, что после них существенно расширяются педагогическая копилка и атлас контактов.

– Для меня победой является уже сама возможность повышения своих профессиональных навыков! – отмечает Елена.

Сегодня большую часть своего времени девушка отдает двум любимым занятиям: учится в педагогическом университете и преподает в рамках факультатива историю школьникам. И получает огромное удовольствие от этого.

Елена благодарна своим учителям: они научили ее стремиться к новым знаниям, осваивать новые навыки. Уже будучи студенткой университета, Елена с легкостью поглощала огромные объемы информации и в итоге получила красный диплом.

Однако вовсе не он был ее целью. Девушка хотела скорее начать работать с детьми в реальных условиях, учить их истории. И такой шанс ей выпал: Елена преподает этот предмет в рамках факультативных занятий в одной из школ Армавира. Ее ученики – ребята 5-х классов, которые не только легко запоминают разные важные даты, но и не боятся «вступить в диалог» с самим Наполеоном.

– Одна из самых эффективных форм обучения детей – игровая. Потому я часто пользуюсь этим приемом. Например, мы «берем интервью» у известных ученых, военачальников, императоров и прочих интересных личностей. Благодаря таким «прыжкам во времени» уроки проходят весело и интересно, а ребята лучше усваивают новые темы, – рассказала молодой педагог.

По словам Елены, работать в сфере образования в XXI веке – это очень круто, потому что современные дети стремятся к знаниям и самосовершенствованию. А если нет, то всегда можно найти заветный «ключик» к ученику, который поможет открыть ему увлекательную дорогу в мир новых знаний и открытий. И не важно, как именно он усвоит урок – пройдя увлекательный квест, сочинив песню, взяв интервью у героя своего времени, – главное, что урок будет полностью усвоен.


Евгений Грибановский: «Моя главная задача – вдохновлять»

Студент 2-го курса магистратуры физико-технического факультета Кубанского государственного университета Евгений Грибановский уверен, что решить проблему нехватки в школах молодых педагогов можно, привлекая к работе с детьми талантливых студентов кубанских вузов.

В детстве Евгений мечтал стать программистом – хотел создавать крутейшие компьютерные игры. Казалось, что это самая замечательная профессия. Но, поступив на физико-технический факультет Кубанского государственного университета, он неожиданно открыл для себя совершенно новый удивительный мир – реальный. И захотел стать его частью, проводником современных детей в мир будущего, знаний и супертехнологий.

– Став студентом, я с большим интересом и восхищением наблюдал за невероятными темпами развития детского технического творчества в нашей стране. Как открывались в разных городах детские технопарки «Кванториум», запускалась федеральная программа поддержки сельских школ «Точка роста», открывался образовательный кластер «Сириус». Я следил за выступлениями наших ребят на чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills. И мне вдруг очень захотелось и самому стать причастным к этой истории, – объяснил свой выбор Евгений Грибановский.

Первый педагогический опыт молодой человек получил летом 2020 года, отправившись работать вожатым в один из детских лагерей Краснодарского края. За три месяца Евгений успел побыть наставником для ребят разных возрастов – от 6 и до 16 лет. Примечательно, что с каждым воспитанником ему удалось не только найти контакт, но и подружиться. Ребята и их вожатый до сих пор много общаются в соцсетях и созданных еще в лагере телефонных чатах.

Сегодня Евгений успевает не только учиться в родном вузе, но и преподавать физику в краснодарском лицее «ИСТЭК» в 7, 10 и 11-х классах.

Вожатский опыт и преподавание в реальных условиях еще больше убедили молодого учителя, что, поддавшись однажды эмоциональному порыву и решив посвятить свою жизнь работе в школе, он сделал правильный выбор.

– Теперь я понимаю, что педагог – это не просто «говорящий учебник», но проводник в мир новых знаний и открытий. Моя задача – заинтересовать своим предметом, увлечь им и подтолкнуть к новым открытиям. Я хочу вдохновлять ребят на дальнейшие опыты, исследования, – сказал Евгений Грибановский.

Поставив перед собой цель, он довольно быстро определился и с методами. Еще в лагере Евгений понял, что один из самых простых, интересных и эффективных способов познания окружающего мира для детей – игра. А еще им нравится соревноваться друг с другом, придумывать и проходить вместе с приятелями и одноклассниками разные состязания. Именно эти два способа и стали основополагающими в системе обучения физике, которой придерживается 23-летний учитель.

– Я думаю, что учитель будущего должен уметь преподносить свой материал ученикам так, чтобы развивать в них креативность, коммуникативность, критическое мышление и координацию (сотрудничество). В научном мире это называется моделью 4К. Именно эти гибкие навыки помогут школьникам сформировать в себе качества, необходимые для освоения профессий будущего, – объяснил Евгений Грибановский.

Участие в конкурсе «Учитель будущего. Студенты» он называет своим счастливым случаем. Парень, не раздумывая, подал заявку, рассчитывая не только показать свои умения, но и получить новые знакомства, идеи, решения каких-то общих для педагогов проблем и, конечно, полезный опыт.

Участие в состязаниях было не из легких: пришлось научиться работать в команде с совершенно незнакомыми людьми – такими же начинающими педагогами, находить точки соприкосновения. Общие задачи и, что немаловажно, победа сплотили и сдружили молодых педагогов. Именно поэтому, как признается Евгений, самым сложным на конкурсе было расставание с единомышленниками. Хотелось продолжить общение, обмен опытом и мнениями.

Сегодня молодой учитель совмещает преподавательскую деятельность с учебой в магистратуре Кубанского государственного университета, а в оставшееся время готовится к новому этапу конкурса – финалу. Он пройдет в конце апреля в Сочи. И, хотя пока неизвестно, какие испытания ожидают «учителей будущего», Евгений уже точно знает, что борьба за победу будет не сложнее, чем обучение современных школьников.

– Реальный опыт лучше всего подготовит к любым трудностям. А что касается самого конкурса «Учитель будущего. Студенты», то это хороший способ поддержки начинающих педагогов и верный вектор развития системы образования в нашей стране, – уверен Евгений Грибановский.


Арпине Еремян: «С детства обожала проверять тетради»

Студентка 3-го курса факультета дошкольного и начального образования Армавирского государственного педагогического университета Арпине Еремян впервые попробовала себя в роли учителя в восемь лет и поняла: это ее профессия.

О сделанном в детстве выборе Арпине ни разу не пожалела. Наоборот, с удовольствием занималась с младшим братом, проверяла его тетрадки. Даже вела журнал, где ставила ему заслуженные отметки. И при этом была очень горда собой.

А ведь начиналось все не так весело. Дело в том, что, придя в первый класс обычной армавирской школы, девочка совершенно не знала русского языка, так как много лет с семьей жила в Армении. На любой вопрос учителя маленькая школьница отвечала: «Я ничего не понимаю».

Данные ей от природы любознательность, целеустремленность и трудолюбие помогли не только освоить новый язык, но и к концу начальной школы стать круглой отличницей. А помогли ей в этом сразу два любимых учителя: в школе – Наталья Владимировна Болдырева, а дома – родная бабушка Нюра. Они научили девочку учиться, внимательно слушать и слышать, что говорят старшие, заразили тягой к постоянному поиску новых знаний и умений. И это умение здорово пригодилось: полученных в школе знаний хватило, чтобы легко поступить в давно выбранный вуз – Армавирский педагогический университет.

– До 17 лет я полагала, что педагогика начинается и заканчивается только этим учебным заведением. Но после трех лет обучения в вузе я стала понимать, что можно реализовать себя не только в роли школьного учителя, но и в роли преподавателя, наставника, организатора и так далее. И все эти роли я уже попробовала – мне понравилось, – говорит Арпине Еремян.

Сегодня девушка является заместителем председателя студенческого совета своего факультета. А в свободное от учебы и общественной деятельности время она закрепляет полученные в университете навыки и знания, помогая ученикам старших классов готовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

– Я была уверена в своих силах, когда решила взяться за это дело, и потому мне не было страшно, когда проводила первое занятие. Хотя и немного волновалась. На втором же занятии уже вела себя так, будто работаю пять лет. Вместе с детьми и я учусь, вспоминаю и закрепляю свои знания, – рассказала молодой педагог.

Конечно, не заметить такую целеустремленную и ответственную студентку преподаватели вуза не могли и записали ее в число участников всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты» – состязаний для талантливых студентов педагогических и иных вузов, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с образовательными организациями.

– Узнав об этом, я даже не удивилась. Ведь учитель будущего в моем понимании – это человек, который любит учиться и не останавливается в своем развитии. А я как раз такая – мне всегда мало знаний, – призналась Арпине с улыбкой на лице.

Войдя в число победителей полуфинала конкурса, армавирская студентка искренне обрадовалась. Ведь испытания не были легкими: самым сложным оказалось умение работать в команде, слышать и слушать разные мнения. Однако все трудности удалось преодолеть.

Спустя несколько недель вместе с тремя другими финалистами из Краснодарского края Арпине Еремян будет бороться уже за звание лучшего молодого педагога-студента в России.