Общество

От фруктовых йогуртов до фаршированных улиток: чем привлекают клиентов приморско-ахтарские предприниматели

Приморско-Ахтарский молочный завод – единственное в городе предприятие, занимающееся переработкой сырого молока. Фото: Антон Приходько

Корреспонденты «КН» побывали на двух пищевых предприятиях города, работающих в секторе малого и среднего бизнеса.

Готовим по старинке

Приморско-Ахтарский молочный завод – единственное в городе предприятие, занимающееся переработкой сырого молока. Сегодня в ассортименте завода молоко, кефир, ряженка, варенец, сметана, сливочное масло, творог, мороженое, йогурты – всего около 30 наименований продукции. Предприятие реализует стандарты качества производства, в собственной лаборатории осуществляется контроль качества входящего молочного сырья и всей готовой молочной продукции.

– Наш завод существует с 1945 года, – рассказал директор молзавода по развитию Владислав Стихарев. – За это время предприятие переживало различные трансформации от небольшого цеха по переработке сырья до самостоятельного акционерного общества. Наш слоган «Готовим по старинке» отображается в традиционных рецептах и технологиях производства.

Сегодня предприятие располагает мощностями для переработки до 50 тонн молока в сутки. Сырье используется только натуральное. Приобретают молоко в ЛПХ района, а также в хозяйствах Ставропольского края. Основные потребители продукции молзавода – школы, детские сады, больницы, пансионаты, санатории района и края, местные магазины и рынки. А в прошлом году приморско-ахтарская продукция появилась на прилавках двух федеральных торговых сетей. Решить этот вопрос помогли районные и краевые власти.

В результате нацпроекта по повышению производительности труда на молзаводе удалось увеличить эффективность производства на 20 процентов.

– Также в Приморско-Ахтарске работают два фирменных павильона с нашей продукцией, – отметил Владислав Стихарев. – Регулярно изучаем общественное мнение. Опросы показывают, что весь ассортимент завода пользуется спросом, а особенно мороженое и сливочное масло. Об этих продуктах можно сказать: вкус как в советское время, они наша визитная карточка.

Кстати, приморско-ахтарское сливочное масло поставлялось в Сочи во время проведения Олимпиады. И до сих пор сочинский хлебокомбинат работает именно на нем, каждую неделю 10 тонн масла из Приморско-Ахтарска отправляют на главный курорт страны.

– Мы стараемся отслеживать потребности рынка и расширять ассортимент, – сказал директор по развитию. – В 2019 году добавили в производство йогурты с натуральными начинками: персик, клубника, черника-злаки. И этот продукт очень хорошо вошел в продажи. Также в прошлом году запустили линию по производству мягких сыров.

Карантин модернизации не помеха

Карантинные ограничения 2020 года больно ударили по экономике молочного завода. Основные потребители – школы и детсады – были закрыты, предприятие недополучило ощутимую часть прибыли. Но, по словам директора по развитию, удалось сохранить производство, не допустить задержек выплаты заработной платы и сокращения рабочих мест.

Коллектив предприятия сегодня насчитывает порядка 150 человек, из них почти половина отработала на производстве по 10–15 лет – это костяк. Есть и трудовые династии. Острой текучести кадров на молзаводе нет, а вот дефицит слесарей, специалистов руководящего состава периодически ощущается.

Владислав СтихаревФото: Антон Приходько

По своим мощностям и площадям Приморско-Ахтарский молочный завод сравнительно небольшой.

– Располагается наше предприятие в центре города, – продолжил директор по развитию. – Соответственно, расширять территорию возможности нет. В имеющихся помещениях современные громоздкие конвейерные линии просто не встанут. Поэтому стараемся модернизировать, ремонтировать имеющееся оборудование. У наших слесарей, инженеров, наладчиков, токарей в буквальном смысле золотые руки. Они даже умудряются приспособить, усовершенствовать по нашим потребностям новые станки, которые периодически приобретаем.

Только за прошлый год на предприятии была проведена модернизация линии по розливу кефира и сметаны, а также установлено оборудование для фасовки творога и творожной массы в упаковку «флоу пак», что позволило значительно увеличить срок их хранения.

Эффективность по нацпроекту

Приморско-Ахтарский молочный завод в июле 2019 года стал участником национального проекта «Производительность труда».

– Честно говоря, руководство района давно подталкивало нас участвовать в этом нацпроекте, – рассказал Владислав Стихарев. – Мы сначала отказывались, не понимали, зачем это надо. Но, вступив в нее, нисколько не пожалели. Эксперты Центра компетенций в сфере производительности труда Краснодарского края провели на нашем заводе несколько месяцев. Оценили производство свежим взглядом. Можно сказать, они нас встряхнули. И дали ценные рекомендации по оптимизации производственной и складской логистики, по изменению графиков розлива продукции, переналадке производственных линий.

Уже сегодня участие в нацпроекте дало свои плоды: на заводе значительно сократились трудозатраты и увеличилась эффективность производства.

– Мы продолжаем реализовывать все, что наработали с экспертами, не все процессы быстротекущие, – отметил директор по развитию. – Программа рассчитана на три года. Уверен, что наше сотрудничество с Центром компетенций продолжится.

О том, что уже сегодня молочный завод оправился от последствий карантина, говорят цифры. За первое полугодие текущего года достигнут значительный рост производства практически по всему ассортименту. Объем отгрузки составил 206 млн 168 тыс. рублей, что на 25,4 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Имеются у предприятия и далеко идущие планы: приобретен земельный участок, на котором будет строиться современный модульный маслосырзавод.

– Это вопрос времени, – подчеркнул Владислав Стихарев. – Бизнес-план уже разработали с помощью краевых экспертов. Сейчас решаем вопросы финансирования проекта: инвестировать самим или воспользоваться целевым кредитованием за счет государственных средств. Планируемая сумма затрат составляет порядка 200 миллионов рублей.

Кроме того, идет процедура ребрендинга упаковки продукции. В разработке находятся новые образцы, которые станут более яркими, акцент будет сделан на географическом положении завода. По словам директора по развитию, местный патриотизм никто не отменял.

Важно найти рынки сбыта

Еще одно приморско-ахтарское предприятие из разряда средних славится производством деликатесного продукта: здесь перерабатывают пищевую улитку вида Helix Aspersa в готовые блюда.

– История предприятия началась в 2005 году, – рассказал директор Олег Рева. – Учредитель нашего производства проживает в одной из стран Европы, где блюда из улиток очень популярны. Он решил организовать фирму по их разведению в Приморско-Ахтарске. Тогда, 16 лет назад, о переработке не думали.

В короткие сроки на 2 га земли построили ферму для выращивания улитки, маточное поголовье завезли из Италии и Франции. На тот момент это было единственное в России предприятие подобного вида. Олег Рева прошел обучение секретам этого диковинного производства в одной из европейских компаний. Ему удалось четко наладить процесс выращивания и получать хороший «урожай» улиток. Но пришлось столкнуться с большой проблемой – отсутствие рынка сбыта. В те годы пищевая улитка была далеко не главным российским продуктом.

Олег РеваФото: Антон Приходько

Директор и учредитель предприятия пришли к единственному на то время правильному решению – выпускать готовую продукцию, фаршировать панцири улиток их мясом под различными соусами. Приобрели производственные мощности в черте города, сертифицировали продукцию.

– Первая партия готового продукта вышла в 2008 году, – рассказал Олег Рева. – Найти сбыт было сложно, ведь наш товар недешевый и далеко не первого спроса. Но удалось договориться о реализации с торговой сетью, и по сей день мы с ней успешно работаем.

Со временем предприятие расширялось. Если в первый год произвели около 2 тыс. тарелок продукта, то сегодня объемы более внушительные – от 400 до 500 тыс. тарелок в год.

Коллектив насчитывает 45 работников, в основном это женщины, выполняющие кропотливые операции в цехах.

От разделки до упаковки

Продукция предприятия обладает высокими вкусовыми и эстетическими качествами. Вырабатывается она только с использованием натуральных ингредиентов. Принципиально не используются консерванты, стабилизаторы, усилители вкуса эссенций и тому подобное. И, конечно, улитки изготавливаются только вручную.

В настоящее время здесь производят семь видов фаршированных в панцире улиток на тарелочках. Различаются они наполнителями – соусами: есть с чесноком и зеленью, сырный, грибной, горчичный, с грецким орехом, с жареным арахисом, с хреном. Также здесь выпускают два вида тарталеток – вафельных шариков, начиненных соусом с мясом улитки. И еще один вид продукции – полуфабрикат – мясо улитки, прошедшее тепловую обработку, предназначенное для кулинарных специалистов.

На предприятии производят 10 видов деликатесной продукции, ежегодно инвестируя в развитие около миллиона рублей.

В сопровождении главного технолога Виолы Лозовской мы побывали в производственных цехах предприятия, увидели, как готовят деликатесы. Первый цех – разделочный.

– Здесь улитка тщательно промывается, затем за разделочными столами женщины работают в парах, – рассказала Виола Лозовская. – Одна из них достает из раковины тело улитки, вторая обрезает несъедобную часть. Затем мясо промывают, 20 минут варят в специальных котлах, снова промывают и проваривают еще три часа. Все это время раковины вымачиваются в дезинфекционном растворе.

В следующем помещении происходит приготовление различных соусов. С помощью специализированного оборудования в виде центрифуги натуральные ингредиенты смешиваются по определенной рецептуре.

Главный цех предприятия – цех готовой продукции, здесь идет фаршировка панциря улитки мясом и соусом. Рассчитано большое помещение на 28 рабочих мест. Труд кропотливый: женщины начиняют раковины мясом улитки и определенным количеством соуса. Готовые изделия складывают в тарелочки из материала, который можно разогревать в микроволновке.

Последний этап – упаковка. Упаковщица сначала накрывает тарелку термоукладочной пленкой, затем помещает ее в аппарат итальянского производства. За счет горячего воздуха пленка плотно и ровно облегает продукт. Дальше продукция поступает в камеру шоковой заморозки.

К новым горизонтам

Хранится готовый к употреблению деликатес (надо лишь разогреть его перед едой в микроволновке) в холодильной камере. Оттуда отгружается потребителям, количество которых за последние годы значительно выросло.

Фаршированные улитки пользуются спросом, особенно в летний сезон, в магазинах Приморско-Ахтарского района и курортных городов Краснодарского края.

– Благодаря поддержке департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, а также районной администрации в прошлом году мы вошли в еще одну торговую сеть, – отметил Олег Рева. – Сезонные продажи, в основном к Новому году, осуществляем в супермаркетах. Также через посредников в Москве и Санкт-Петербурге наша продукция поступает в региональные сети Самарской области, Камчатки, Дальнего Востока. Решается вопрос о сотрудничестве с одним из краевых распределительных центров, что позволит значительно удешевить транспортные расходы на поставку нашей продукции.

Предприятие постоянно развивается, движется вперед, модернизирует производство. Здесь обновляют технику и оборудование, производят текущий и капитальный ремонт в цехах.

– Стараемся вкладывать средства, чтобы облегчить работникам ручной труд, специфика такова, что полностью уйти от него невозможно, – подчеркнул директор предприятия. – Улучшаем условия труда, своевременно платим зарплату, она в среднем составляет 30 тысяч рублей. В общем, можно сказать, что ежегодно в производство инвестируем порядка 1 миллиона рублей.

Предприятие испытывает ряд сложностей, связанных с сырьем. Сегодня основную массу улитки приобретают в виде замороженного полуфабриката в Литве. Также часть сырья сдают фирме местные жители, они собирают пищевую улитку в дикой природе.

– Сейчас на уровне краевого министерства природы обсуждается вопрос о разрешении массового сбора улитки, – отметил директор. – Так мы сможем решить сырьевую проблему, не прибегая к закупкам импорта.

В планах предприятия – возродить выращивание улитки. Сегодня ведутся переговоры с администрацией района по поводу приобретения либо взятия в аренду подходящего для этого земельного участка.