Общество

Виктор Лихоносов: «Меня завела в литературу моя душа»

Виктор Лихоносов

На 86-м году жизни скончался выдающийся российский писатель, автор романа «Наш маленький Париж» Виктор Лихоносов.

Виктор Лихоносов родился в 1936 году в Кемеровской области. Отец – железнодорожный рабочий – погиб на фронте в 1943 году, освобождая Запорожье. Мать растила сына одна. Детство и юность Виктор Лихоносов провел в Новосибирске, где всерьез увлекся театром. Со своим другом Юрием Назаровым, ставшим позже знаменитым актером, он играл во Дворце пионеров. Но судьбу свою Виктор Иванович решил связать с русским языком и литературой.

Он перебрался на Кубань и в 1956 году поступил в Краснодарский пединститут, на историко-филологический факультет. Затем работал учителем в Анапском районе. С тех пор Виктор Лихоносов считал Кубань своей второй родиной.

– Я окреп и созрел в тишине и ласковости юга. Думаю, меня завела в литературу моя душа. После того как я не попал в артисты и уехал из Новосибирска на юг, все способствовало одинокому созерцанию. Как писатель я поклонился кубанской земле, ее истории, а земля меня отблагодарила, – говорил он.

Его карьера писателя началась стремительно. Первый же рассказ «Брянские» опубликовали в журнале «Новый мир» в 1963 году. Этому поспособствовал Юрий Казаков. Именно ему безвестный тогда учитель Виктор Лихоносов отправил несколько своих рассказов. Казакову они понравились, и он отнес их Александру Твардовскому, редактору журнала «Новый мир». В настоящее время это произведение включено в серию «Шедевры русской литературы XX века». «Проза у него светится, как у Бунина», – говорил Твардовский и ставил Лихоносова в один ряд с Василием Беловым.

Сам Виктор Лихоносов никак не ожидал тогда такого успеха.

– Я просто писал то, что хотелось запечатлеть. И великой неожиданностью явилось то, что меня стали легко печатать. Я готовился к серьезным трудностям непризнания, понимая, что писатели – это Толстой, Шолохов… Но никак не я. Все думал: какой я молодец, что не послал «Брянские» на конкурс в газету «Комсомольская правда». Писателю важно сразу попасть в крепкие руки, на приличную высоту, чтобы страшно было катиться вниз, – вспоминал Виктор Иванович.

Через три года свет увидели две его книги: «Вечера» и «Что-то будет». В том же году он был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все написано свежо, музыкально, очень точно и проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной, любовью к человеку». Тогда же Казаков предсказал, что впереди у Виктора Лихоносова большое будущее.

В 1973 году вышла его книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева. Затем – цикл повестей – путешествий по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия».

Его книги перевели на многие иностранные языки. В это же время Лихоносов стал переписываться с прозаиками русской эмиграции Адамовичем и Зайцевым: его завораживал их старинный слог, рассказы о жизни до революции. Он с упоением начал изучать историю Кубани, судьбы старых станиц и их жителей – казаков, которыми в то время практически никто не интересовался. Так началась его работа над главным детищем – историческим романом «Наш маленький Париж». Все свободное время он проводил в Краснодарском архиве, где открывал для себя все новые и новые страницы жизни кубанского казачества.

– С первых же дней сопровождала мои занятия необычайная приветливость всех работников, как будто исполнявших негласное завещание длинных казачьих поколений: вы ж, мол, смотрите, не обижайте тех, кто нам поклоняется, раскрывайте все наши заслуги, победы, будни, тайны, мы уже не сможем помешать, – вспоминал Виктор Лихоносов.

Работа над романом длилась с 1978 по 1983 год. Сейчас это произведение по праву считается самой яркой книгой об истории нашего края, о трагических судьбах кубанских казаков начала XX века. Название романа, о котором многие спорили, сам автор объяснял так:

– «Наш маленький Париж» – это метафора, и употреблялась она в отношении и Новочеркасска, и Тифлиса. Мне хотелось охарактеризовать город возвышенно. Это как любимую женщину нередко сравнивают с Джокондой.

Роман «Наш маленький Париж» впервые был опубликован в 1987 году. В следующем, 1988 году автору вручили за него Государственную премию. Произведение напечатали в «Роман-газете» тиражом 4 млн экземпляров! С тех пор роман был переиздан несколько раз. Последнее, 10-е издание появилось в 2008 году и было приурочено к 215-летию Краснодара. Кроме того, в 2017 году в Краснодарском музыкальном театре состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Наш маленький Париж».

В 2016 году в Санкт-Петербурге вышел почти 1000-страничный том сочинений Виктора Лихоносова, в который вошли его известные произведения. Его повесть «Осень в Тамани» была отмечена наградами дважды: в 2003 году – международной премией «Ясная Поляна» им. Л. Толстого, в 2017-м – патриаршей литературной премией им. святых Кирилла и Мефодия. Виктору Ивановичу была особенно дорога именно эта награда.

Восемнадцать лет подряд Виктор Лихоносов также возглавлял литературно-исторический журнал «Родная Кубань», который сплотил вокруг себя литераторов и краеведов.

В апреле этого года Виктор Иванович отметил свое 85-летие. В честь юбилея писателя в Литературном музее Кубани открылась выставка «Последний рыцарь русской литературы» – именно так его называл Валентин Распутин. Здесь были представлены многочисленные издания, в том числе с автографами и дарственными надписями, книги на иностранных языках, фотографии, иллюстрации к роману «Наш маленький Париж».

До последних дней Виктор Иванович играл важную роль в общественной и культурной жизни Кубани. Он был членом Высшего творческого совета при правлении Союза писателей России. Каждый год в Кубанском государственном университете, почетным профессором которого он являлся, проводились Лихоносовские чтения.