Общество

Вперед в будущее: «умные» дороги становятся реальностью

Для общественного транспорта внедрение ИТС необходимо Фото: Антон Приходько

К 2024 году на трассах Краснодара и Сочи в рамках профильного нацпроекта внедрят интеллектуальную транспортную систему, которая

Что умеет ИТС

Автомобильный трафик в городах по всему миру стремительно растет, а вместе с ним усугубляется проблема заторов и ДТП. Регулировать ситуацию на дорогах в режиме нон-стоп помогают интеллектуальные транспортные системы (ИТС).

Старт наработкам в этой сфере был дан в конце прошлого века. Одной из первых стран, где взялись за создание ИТС, стала Япония. В Токио с 1995 года работает система автомобильной информации и связи, с помощью которой водители получают через GPS данные о загруженности дорог и возможных объездных путях. В числе первопроходцев в области ИТС и Сингапур, где на трассах активно устанавливаются специальные детекторы транспорта, а все светофоры и автобусы оборудованы системой видеонаблюдения. Информация о дорожной ситуации передается в единый центр управления дорожным движением.

В России внедрение интеллектуальных транспортных систем началось в 2008 году, когда была принята Транспортная стратегия РФ до 2030 года. Сегодня ИТС и их элементы развиваются благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Интеллектуальная транспортная система – это целый комплекс технических средств, которые помогают управлять транспортными потоками и моделировать развитие ситуации на трассах. ИТС призваны автоматизировать процессы управления дорожным движением, бороться с пробками и дорожно-транспортными происшествиями.

Внедрение ИТС в нашей стране стартовало с городов федерального значения. Самым масштабным российским проектом в этом сегменте стала Москва, где на сегодняшний день установлены тысячи детекторов загруженности дорог, «умных» светофоров, информационных табло и видеокамер. ИТС также появились в таких городах-миллионниках, как Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Екатеринбург и Красноярск. Ежегодно темпы роста российского рынка ИТС составляют от 5 до 10 процентов.

Так что же представляет собой интеллектуальная транспортная система? По сути это единая автоматизированная платформа управления транспортом с подсистемами мониторинга параметров автомобильного потока, контроля соблюдения ПДД, метеомониторинга, светофорного регулирования и табло переменной информации.

ИТС позволяет комплексно решать целый ряд важнейших задач: повышать безопасность дорожного движения и снижать аварийность, оперативно информировать дорожные и контролирующие службы о ситуации в городе, повышать пропускную способность дорог и минимизировать пробки, управлять общественным транспортом, улучшать качество содержания трасс и даже снижать пагубное воздействие транспорта на экологию.

Внимание на адаптивный светофор

В соответствии с постановлением правительства России о внедрении ИТС в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек, в рамках нацпроекта на Кубани ИТС формируют в Краснодарской и Сочинской агломерациях.

Работы в этом направлении стартовали в 2020 году. В 2021-м на развитие умной системы региону выделили 260 млн рублей из федерального бюджета, из них 76 млн направили непосредственно Краснодару и Сочи. Всего же до 2023 года из федеральной казны на внедрение ИТС в Краснодарском крае перечислят 1,027 млрд рублей.

Краснодару на интеллектуальную транспортную систему в этом году направили 45 млн рублей.

Светофоры получили новые возможности для регулирования движения Фото: Антон Приходько

На перекрестках в Краснодаре за счет выделенных по нацпроекту средств установили «умные» светофоры. В таких устройствах специальные датчики реагируют на так называемые разрывы в потоке машин: если в течение трех секунд автомобили не пересекают стоп-линию, сигнал переключается, движение продолжает другой поток транспорта. Таким образом, светофоры могут сокращать или продлевать фазы движения, датчики регистрируют интенсивность потока транспорта по каждому из направлений.

Кроме того, были закуплены две новые автоматические метеорологические станции с экодатчиками, измеряющими температуру воздуха и асфальтобетонного покрытия дорог, скорость ветра, влажность и количество осадков. Все эти данные в режиме реального времени поступают в Центр мониторинга дорожного движения и транспорта. Станции разместили на Суворовском путепроводе и по улице Красных Партизан на пересечении с улицей им. Лукьяненко.

Также приобретена программа для обеспечения приоритета проезда трамваев. На вагонах закрепили специальные блоки, которые при подъезде к светофору подают сигнал для включения на нем зеленого света.

Трамвай издали сигнализирует светофору о своем приближенииФото: Антон Приходько

Всего в период с 2020 по 2021 год в Краснодарской городской агломерации в рамках развития ИТС установили 12 детекторов транспорта, 34 комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД, 4 информационных табло на въездных магистралях города, 4 автоматические дорожные метеостанции и 2 экологических датчика, 5 дорожных адаптивных светофоров, 2 навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на автотранспорте службы ливневой канализации. Кроме того, выполнена модернизация Центра обработки данных ИТС и на 60 процентов проведены работы по внедрению Единой платформы управления транспортной системой.

Интеллектуальную систему управления дорожным движением внедряют и в Сочинской городской агломерации. На эти цели выделен 31 млн рублей. В настоящее время в Сочи ведется работа по установке и включению в дорожную систему новых «умных» светофоров и информационных табло. Светофорные контроллеры, детекторы движения авто, камеры фото- и видеонаблюдения, автоматические метеостанции свяжут в единую защищенную систему управления. Она будет собирать сведения о параметрах транспортных потоков, фото- и видеоаналитику, фиксировать нарушения ПДД, контролировать погодные условия.

– До конца 2021 года в городе установят четыре современных адаптивных светофора. Новое оборудование появится в Хостинском районе на пересечении улиц Сухумское шоссе, Дарвина и Искра, улицы Черноморская и проспекта Пушкина, а также в Центральном районе на перекрестках улиц Воровского и Московской и на улице Конституции СССР, 42А, – рассказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Сочи Андрей Недвижай.

Всего за два последних года в Сочинской городской агломерации в рамках создания ИТС установили 33 детектора транспорта, 69 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и 10 видеокамер, 3 автоматические дорожные метеостанции, 7 комплексов дорожных адаптивных светофоров. Также для развития опорной сети связи ИТС было выполнено устройство волоконно-оптической линии на девяти участках дорог.


Цели внедрения ИТС:

  • повышение уровня безопасности дорожного движения, выработка эффективных решений с целью предотвращения ДТП и минимизации негативных последствий аварий;
  • оптимизация условий движения транспортных потоков на автомобильных дорогах городской агломерации для повышения их пропускной способности и снижения риска возникновения ДТП;

  • обеспечение высокого качества транспортного обслуживания всех пользователей;

  • снижение вредного воздействия транспортного комплекса на экосистему;

  • повышение эффективности функционирования транспорта и транспортной инфраструктуры городской агломерации;

  • рост качества планирования и управления в области транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры;

  • повышение эффективности контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог;

  • улучшение эффективности работы по ликвидации ЧС и их последствий.


Есть первый результат!

Как рассказали в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, создание элементов интеллектуальной транспортной системы на Кубани уже приносит свои плоды. Благодаря им в местах установки адаптивных светофоров и видеокамер снижаются аварийность и число случаев нарушения правил дорожного движения, автомобилистам дали возможность через специальные табло переменной информации получать оперативные данные о заторах и ДТП, коммунальные службы своевременно принимают меры по расчистке дорожного полотна.

ИТС реагирует на разрывы в потоках машинФото: Антон Приходько

Кстати, стоит отметить, что компоненты интеллектуальной транспортной системы благодаря автоматизации не требуют круглосуточного обслуживания и постоянного присутствия системных администраторов у консоли управления. Структура и конфигурация ИТС спроектированы с целью минимизации количества обслуживающего персонала и обеспечения работоспособности в онлайн-режиме.

В 2022–2024 годах в двух городских агломерациях Краснодарского края будет продолжено развитие подсистем ИТС, отвечающих за управление состоянием дорог и дорожной инфраструктуры, контроль соблюдения ПДД и мониторинг параметров транспортного потока, диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог, информирование автомобилистов, метео- и экологический мониторинг, а также обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта.