Общество

Век живи! Накануне Дня Победы ветеран Великой Отечественной войны Петр Колесник отметил столетний юбилей

Ветеран Великой Отечественной войны Петр Колесник отметил вековой юбилей. Фото: Денис Батов

11 апреля, в день своего 100-летия, Петр Маркович Колесник получил именные поздравительные телеграммы от президента России Влади

Из казачьего рода

До последнего времени, пока позволяло здоровье, Петр Колесник с удовольствием участвовал в общественной жизни Кущевского района. И теперь двери его дома открыты для гостей.

Надеть казачий парадный мундир с орденами и медалями ветерану помогают родные. Годы берут свое, но фронтовик изо всех сил старается «держаться в седле».

– Я ведь из потомственных казаков. Мой отец был знаменитым в округе кузнецом. Знал три способа закалки стали: воздушный, масляный и водяной. Делал сабли, колеса, подковывал лошадей, – вспоминает Петр Маркович.

Его детство прошло в Днепропетровской области Украинской Советской Республики в большой семье. Хорошо запомнилось маленькому Петро, как отец подолгу заставлял его рубить воду в протекающей поблизости реке Орель.

– Бывало, мать подойдет, скажет: «Батя, хватит мучить сына». А он отвечает, мол, я его не мучаю, а учу, как правильно рубать врага. Отец говорил, что воспитывать ребенка надо, пока тот лежит поперек лавки, потом поздно. Слово старших всегда было для нас законом, – рассказал ветеран.

Кстати, та самая река Орель впадает в Днепр, и в 1943 году, будучи красноармейцем, Петр Колесник под вражеским огнем преодолевал эту водную преграду, гнал фашистских оккупантов с родной земли. Вот уж где парню пригодилась строгая отцовская наука.

К сожалению, история повторяется. И сейчас ветеран внимательно следит за событиями, которые разворачиваются на территории Украины, поддерживает Российскую армию в борьбе с нацизмом.

Вперед, на Запад!

Когда разговор заходит о Великой Отечественной войне, Петр Колесник заметно волнуется: ему тяжело мысленно возвращаться в то тяжелое для нашей страны время.

– Во время форсирования Днепра мы погрузились на баржи, лодки и начали переправу. Немцы вели сильный огонь, а посередине реки налетели самолеты. Очень много тогда погибло товарищей. Кто выжил, на обломках под бомбежками добирались до вражеского берега и сразу вступали в бой, – говорит он.

В ночь на 22 сентября 1943 года Красная армия начала штурм грандиозной водной преграды, берег которой представлял собой непрерывную цепь немецких укреплений, так называемый Восточный вал, и природную неприступную крепость. На одном из совещаний в Берлине Гитлер даже заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его…»

Петр Колесник участвовал в форсировании Днепра и освобождении Украины от фашистов.

Но советские воины думали иначе. В одном из первых, самых отчаянных бросков через Днепр участвовал и Петр Колесник. На 750-километровом участке передовые отряды Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов начали переправу и, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, зацепились за противоположный берег.

Сходу красноармейцы, выжившие в буквально бурлящей от разрывов снарядов и пуль реке, вступали в бой. Противник контратаковал, пытался сбросить их обратно в реку. Наши солдаты героически удерживали отбитые у врага позиции и расширяли прорыв.

Красная армия после кровопролитных боев сломила оборону противника и продолжила наступление на Киев. 6 ноября столица Украины была освобождена от фашистских захватчиков. Отступая, гитлеровцы по приказу нацистского командования оставляли после себя разрушенную и сожженную землю, в бессильной злобе уничтожали все, что было создано руками людей.

Годы, опаленные войной

Во время форсирования Днепра Петр Колесник получил контузию. С годами ему труднее вспоминать подробности боевого пути. После войны в доме сгорели личные документы, фотографии.

По словам его 40-летнего внука Романа, дедушка рассказывал, что служил в десантном батальоне, совершал прыжки с парашютом. Однажды на Корсунь-Шевченковском направлении его и группу бойцов забросили в немецкий тыл, чтобы выполнить важное задание.

Фашисты обнаружили десант, открыли огонь. Чудом Петр Колесник остался жив, притаился в сугробе. Когда выбрался из укрытия, заметил спящего в засаде немецкого снайпера. Взял его в плен и через линию фронта доставил в штаб, за что был награжден орденом Красной звезды.

Во время форсирования Днепра мы погрузились на баржи, лодки и начали переправу. Немцы вели сильный огонь, а посередине реки налетели самолеты. Очень много тогда погибло товарищей. Кто выжил, на обломках под бомбежками добирались до вражеского берега и сразу вступали в бой.

Во время той самой наступательной Корсунь-Шевченковской операции, которая длилась с 24 января по 17 февраля 1944 года, войска наших фронтов взяли в котел и практически полностью уничтожили крупную вражескую группировку, после чего вышли к границам Советского Союза.

Был еще один случай. Как-то в разведке Петр Маркович с товарищем захватили немецкий грузовик, доверху забитый снарядами, и на нем вернулись в расположение части. Победу наш герой встретил в освобожденном Кенигсберге.

Живи и радуйся

Петр Колесник демобилизовался в 1946 году. Когда вернулся домой, узнал, что его родители попали под расказачивание. Соседи рассказали, что в их доме провели обыски. Всех казаков отправили куда-то под Магадан, откуда они уже не вернулись.

Узнав о печальной судьбе родных, решил ехать в станицу Кущевскую, где жила девушка Раиса – с ней завязалась переписка еще в армии. Встреча оказалась судьбоносной, вместе они прожили более 60 лет, вырастили сына и двух дочерей.

Сейчас за ветераном ухаживает дочка, часто заходят в гости местные ветераны, казаки, школьники. Земляки знают Петра Марковича как общительного и мудрого собеседника. Всю жизнь он много работал, почти не пил, не курил, изо всех сил старался сделать так, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

– В молодости я был очень энергичным, участвовал во всех мероприятиях. Пел в хоре, с которым мы ездили с концертами по району, как могли, веселили людей. Мне всегда было хорошо, когда другим весело, – сказал в заключение ветеран.

Прощаясь с ним и пожимая руку Петра Марковича, подумал, что в жизнерадостности этого человека, наверное, и есть секрет его долголетия. Ведь, пройдя через страшные испытания войной, он не озлобился на окружающий мир. Вопреки всему, нашел в себе силы не просто жить и работать, а еще и радовать людей.