Общество

«Операция PBSuccess», Или как США воюют за интересы транснациональных корпораций

Фото: stock.adobe.com

Что мы знаем о Гватемале? Очевидно, у большинства из нас знания об этом латиноамериканском государстве ограничены рамками школьного образования. Тем не менее в истории этой страны было немало интересных страниц, достойных внимательного изучения. И одна из них известна под названием «Операция PBSuccess».

Интернет-энциклопедия это событие описывает так – «Государственный переворот 1954 года в Гватемале был тайной операцией, проведенной ЦРУ США с целью свержения демократически избранного президента Гватемалы Хакобо Арбенса». Все вроде предельно однозначно – США в очередной раз руками «повстанцев» сместили неугодное правительство чужой страны. Но здесь очень важна предыстория этого события, начало которого было положено еще в 1898 году.

В этот год в Гватемале был убит действующий президент Рейна Барриос и его место занял либерал Мануэль Кабрера. За время своего правления Кабрера отличился тем, что предоставил большие преференции американскому бизнесу, в частности компании United Fruit были предоставлены большие участки плодородных земель, на которых та создала плантации бананов. В 1931 году место президента Гватемалы занял генерал Хорхе Убико. Он бесплатно предоставил компании United Fruit новые земли, благодаря чему получил поддержку США.

Однако в 1944 году в Гватемале произошла революция, в результате которой новое руководство стало проводить более независимую от США политику, а в стране начались социально-экономические реформы.

В 1951 году президентские выборы выиграл Хакобо Арбенс и политика Гватемалы стала еще более независимой по отношению к США. Новый президент хотел улучшить положение большей части населения страны и затеял масштабную аграрную реформу, в рамках которой в 1953–1954 годах банановые плантации, принадлежащие компании United Fruit, были национализированы и переданы крестьянам. А компании United Fruit была выплачена денежная компенсация в размере 594 тыс. долларов – ровно столько, сколько сама компания указывала в качестве стоимости своих участков при расчете налогов.

Представители компании остались недовольны таким решением и заявили протест. Протест поддержало правительство США – госдепартамент официально потребовал компенсации для United Fruit в размере 15,8 млн долларов. Правительство Гватемалы отклонило эти требования. Очевидно, это стало последней каплей в чаше терпения США, которым давно не нравилась «прокоммунистическая» политика руководства Гватемалы.

К тому же у компании United Fruit среди акционеров оказались весьма влиятельные люди, в том числе директор ЦРУ Аллен Даллес, его брат госсекретарь Джон Фостер Даллес, председатель Совета национальной безопасности генерал Роберт Катлер и так далее. Разумеется, вся эта когорта государственных деятелей самой демократической страны не могла стерпеть такую наглость от какой-то «банановой республики». Тем более это касалось их личных карманов. Итогом недовольства «оплота демократии» стала военная операция PBSuccess против Гватемалы, подготовкой которой ЦРУ занималось еще с 1951 года.

В ходе подготовки операции в Гондурасе сформировали так называемую «Антикоммунистическую правительственную хунту», в состав которой вошел полковник ВВС Гватемалы Кастильо Армас. Вскоре этот бравый полковник, прошедший двухлетнее обучение в командно-штабном колледже армии США, начал создавать наемную армию.

Военная операция началась 18 июня 1954 года. В течение недели совершались авианалеты не только на военные объекты Гватемалы (аэродромы, казармы, склады), но и на гражданские объекты – жилые дома, школы, аэропорт. На земле банды наемников, подготовленные ЦРУ, вторглись в страну с территории соседнего Гондураса.

Попутно США развязали информационную войну – крупнейшие информагентства стали преподносить военное вторжение как внутренний конфликт. А радиостанция, финансируемая ЦРУ и вещающая из Гондураса, заглушила правительственное радио Гватемалы и начала кампанию по дезинформации населения страны. Представители Гватемалы дважды поднимали в ООН вопрос о враждебных действиях США, но оба раза эти заявления были проигнорированы. Так же, как и факты участия американских летчиков в бомбардировках.

В итоге госпереворота, организованного США, законный президент Гватемалы Хакобо Арбенс 27 июня покинул свой пост. Через несколько дней полковник Армас на американском самолете прибыл на аэродром Гватемалы. Затем, устранив нескольких своих соперников, он сам себя назначил президентом и установил военную диктатуру. В стране начались репрессии – массовые аресты по подозрению в «коммунистической деятельности», политические убийства профсоюзных активистов и лидеров других общественных организаций.

Однако все эти преступные действия новоявленного диктатора не помешали США первыми признать правительство Гватемалы, пришедшее к власти через военный переворот. Разумеется, американский ставленник Армас не мог не отблагодарить своих «кураторов». Он остановил земельную реформу, признал недействительной проведенную национализацию земли, отменил кампанию по повышению грамотности населения, запретил компартию Гватемалы и профсоюз работников банановой промышленности.

Но, самое главное, он вернул компании United Fruit все земли, восстановил прежние контракты и предоставил ей дополнительные концессии. В стране также были восстановлены привилегии для других компаний из США, действовавшие до 1944 года, и был принят закон о нефти, по которому американские компании получали исключительные права на разработку нефтяных месторождений… Справедливость «по-американски» восторжествовала.

Военный переворот в Гватемале привел к 35-летней гражданской войне, унесшей 200 тыс. жизней. Но кого волнуют «такие мелочи», если на кону стоят интересы США? За последние три десятилетия подобных историй, когда США проливали чужую кровь, немало – Ирак, Афганистан, Югославия, Ливия, Сирия...

Сегодня к этому списку смело можно добавить и Украину. Соединенным Штатам в очередной раз удалось развязать военный конфликт на чужой территории, главными бенефициарами которого опять стали транснациональные корпорации, прежде всего оружейные и нефтегазовые, и их высокопоставленные акционеры. Вот такая вот борьба за демократию...