Диплом, стартап и аватар: студенты из Краснодара создают виртуальных консультантов
Выпускники Кубанского госуниверситета заработали 2 миллиона рублей за полгода на разработке виртуальных помощников для бизнеса.
С 2022 года к федеральной программе «Стартап как диплом» активно подключились региональные вузы. Для студентов проект дает возможность попробовать себя в создании и развитии своего первого бизнеса. При этом они могут не писать диплом в его привычном виде, а сосредоточить все свои силы и внимание на проекте, который уже к окончанию вуза будет приносить немалый доход.
В КубГУ одними из первопроходцев стали студенты факультетов экономики, а также компьютерных технологий и прикладной математики – Никита Кузьминов, Сергей Чирва и Сергей Машонин. Молодые люди основали стартап, который сегодня успешно развивается. Со временем к штабу, состоящему из трех разработчиков, присоединились еще пять профессионалов, а сам проект «Particle» (частица – англ.) из учебного превратился в коммерческий.
Отвечаем на вопросы заранее
Суть стартапа заключается в создании виртуальных консультантов или, как их называют сами разработчики, – аватаров. Эти помощники становятся все более востребованными в бизнесе. Например, они могут отвечать на вопросы посетителей сайтов. Так, гостю страницы онлайн-школы специально обученный аватар расскажет и о том, сколько стоит обучение конкретной профессии, и о преимуществах получения образования на такой платформе в целом. При этом будет безупречно вежлив и терпелив, что нравится клиенту, и настойчив в продажах, что важно для бизнеса. И никаких дополнительных приспособлений для общения с ним не понадобится: достаточно обычных телефона, компьютера или телевизора.
— Персонажей удается научить общению с помощью программирования. У нас в команде над «мозгами» виртуальных консультантов работает отдельный эксперт. Он создает нейросети – устройство, которое функционирует по принципу человеческого мозга, — отметил руководитель проекта Никита Кузьминов.
Разница только в том, что люди самостоятельно ищут связи между похожими явлениями, а компьютерные нейросети без помощи программиста этого сделать не могут.
— Мы заранее загружаем в мозг нашего консультанта базу данных, на которую он опирается при взаимодействии с человеком. Чтобы он смог ответить на любой вопрос, мы должны прогнать по базе похожую информацию, — добавил эксперт.
Куда не ступает нога человека
Сейчас разработчики из Краснодара работают на рынке Ближнего Востока. Команде из семи человек удалось меньше чем за год найти заказчиков из ОАЭ и заработать на своем проекте больше двух миллионов рублей. Хотя начинали проект недавние студенты с формирования спроса на виртуальных персонажей:
— Три месяца назад еще никто не знал об аватарах. Нам приходилось объяснять, в чем их суть, и предлагать компаниям свои услуги. Теперь уже многие хотят себе персонального виртуального помощника, — отметил Никита Кузьминов.
И это неслучайно, ведь цифровые консультанты могут быть незаменимыми там, где обычные люди работать не могут. Например, в мобильном приложении или на сайте международной компании. Человек физически не может постоянно быть на связи с клиентами организации, а для виртуального персонажа это не проблема.
С помощью аватаров люди смогут получать ответы на интересующие вопросы о каком-либо товаре или услуге в онлайн-формате. При этом виртуальные персонажи могут быть как консультантами онлайн-магазинов или компаний, так и инфлюенсерами, способными оказывать заметное влияние на интернет-аудиторию.
Парикмахер для виртуала
Цифровые блогеры вполне могут добиться успеха в социальных сетях. Как и живые инфлюенсеры, они могут рассказывать подписчикам о своих буднях, творческом пути, рекламировать в интернете любые товары или услуги. Отличат их от реально существующих блогеров разве что внешность. Созданные с помощью компьютерной графики инфлюенсеры похожи на персонажей компьютерных игр или на тщательно отфотошопленные снимки реальных людей. Разработчики объясняют, что не надо стремиться к абсолютной похожести:
— Очень важно наблюдать за тем, как тот или иной виртуальный персонаж воспринимается человеком. Дизайнерам не стоит сильно уходить в реализм хотя бы потому, что к таким аватарам люди будут относиться с настороженностью.
Над образом одного такого персонажа, как правило, трудится целая команда, состоящая из программистов и дизайнеров, причем у каждого из них свои обязанности: кто-то отвечает за построение скелета, кто-то за внешний вид персонажа, а кто-то – и вовсе за его прическу.
— Мы используем множество программ для дизайна и программирования. Основные – это «Unreal engine 5», «Autodesk Maya». Последняя из них направлена на создание волос, максимально реалистичных. У нас в команде даже есть отдельный человек, который этим занимается – стилист по виртуальным прическам, — рассказал Кузьминов.
Именно с помощью отрисованных на компьютере деталей и получается воплотить в жизнь уникального в своем роде аватара. Ныне они являются не просто виртуальными созданиями, а цельными личностями со своей историей и характером. Причем не важно где именно функционирует такой персонаж – в социальной сети или на сайте компании.
Девушка с характером
Взять хотя бы созданную краснодарскими разработчиками Джоуи. Кроме внешних особенностей, например, смуглой кожи, пухлых губ, веснушек и коротких синих волос, у виртуальной девушки имеются необычный амулет и виар-очки. С их помощью она перемещается из будущего в настоящее время за считанные секунды.
Также аватар носит за спиной японский меч. Разработчики утверждают, что оружие помогает девушке не дать себя в обиду.
— Она девушка с характером. Для самозащиты у нее есть с собой катана, позволяющая ей без страха работать абсолютно в любой точке мира, — заявил руководитель проекта.
И это тоже не случайно. Дело в предназначении виртуального персонажа. Девушка не только стоит на защите бизнеса заказчика, но еще и помогает клиентам советами по вопросам недвижимости. Джоуи работает в компании по продаже жилья, главный принцип работы которой – оперативность. Соответствовать ей помогает волшебный амулет, с помощью которого виртуальная девушка с посетителем сайта или приложения может перемещаться всего за тридцать секунд на любой объект.
А каким будет твой аватар?
Все в «Particle» продумано до малейших деталей. Оттого к разработчикам, несмотря на их небольшой пока опыт в сфере IT, обращаются из зарубежных стран с просьбой создать виртуальных аватаров. Помимо Джоуи, краснодарские специалисты создали также Алису – виртуального преподавателя в онлайн-школе, Маджида – аватара арабского певца, а также пока безымянного персонажа, который уже в скором времени будет отвечать на все интересующие абитуриентов и студентов КубГУ вопросы.
Последний из названных виртуальных созданий еще находится в разработке, однако основатели проекта говорят о нем, как о существующем. У персонажа, как и у харизматичной Джоуи, тоже есть своя история:
— Будущий помощник не понаслышке знаком с внутренним укладом вуза, а все потому, что сам когда-то учился в КубГУ и после выпуска решил остаться работать в стенах университета. Он помогает студентам с любыми интересующими их вопросами, которые касаются как процесса обучения, так и внеучебной деятельности, — сообщил нам Никита Кузьминов
Мы не могли не спросить ребят, каким они видят виртуального персонажа для сайта «Кубанских новостей».
— Цифровым журналистом точно была бы женщина, которая активно взаимодействовала бы с читателями: была в кусе всей новостной повестки и могла обсудить с аудиторией опубликованные на сайте статьи. Я вижу этого аватара хозяйственной, доброй, семейной и при этом увлеченной своей профессией, — поделился своими мыслями Никита.
В развитии темы он отметил, что для СМИ такие персонажи могли бы стать не просто помощниками, но даже сотрудниками – вести свою рубрику на сайте или вещать с телеэкрана. Кстати, в Китае уже используют виртуальных телеведущих. Преимущество таких сотрудников состоит в их способности работать в любое время суток без выходных, напоминают краснодарские разработчики.