Общество

Лилия Казанцева: «Легко сказать – любите Родину. Надо показывать на собственном примере, как вы ее любите»

Лилия Казанцева Фото: Михаил Ступин

Учитель географии краснодарской гимназии № 18 Лилия Казанцева вошла в состав Всероссийского совета учителей-блогеров. И теперь б

Вернулась в родную гимназию

Предмет географии, который ведет Лилия Казанцева, – один из самых любимых у школьников. А сама она нисколько не жалеет, что стала учителем и наставником.

– Сама не помню этих моментов. Но мне рассказывала мама, что еще в детском саду я любила рассказывать ребятам сказки и разные истории. Мне легко было выступать заводилой в общих играх. В выпускном классе гимназии я уже не сомневалась, что моя будущая профессия обязательно будет связана с людьми, с общением с ними, – рассказала Лилия Казанцева.

Школьнице Лилии хорошо давались практически все предметы. Но фаворитами у девочки были география и литература.

Досье «КН»

Лилия Павловна Казанцева

Окончила факультет географии Кубанского государственного университета.

21 год работает в гимназии № 18 Краснодара.

Является экспертом ЕГЭ и ОГЭ, а также муниципальным тьютером по географии.

Победитель конкурса лучших учителей РФ-2012.

Победитель Всероссийского конкурса «Лучший персональный сайт педагога-2020».

Почетный работник воспитания и просвещения РФ.

Автор пособий и методичек по ведению учительского блога и просто неравнодушный человек и патриот своей страны.

– Напишет Казанцева сочинение – десять предложений, но на четыре листа. Мой учитель литературы до сих пор вспоминает об этом. Любила я закрутить предложение. И при этом ни одной ошибки! А на уроках географии мне очень нравилось мечтать, представлять те страны, о которых рассказывал педагог. А еще задавать целую кучу въедливых вопросов. Например, почему у этого государства именно такие цвета флага или символика на гербе? – поделилась воспоминаниями Лилия Казанцева.

Окончив гимназию, девушка выбирала между тем, чтобы применить знания по литературе и русскому языку в профессии журналиста или стать учителем. Любовь к географии и наставничеству победила.

Через месяц после окончания географического факультета Кубанского государственного университета молодой дипломированный специалист вернулась в стены родной гимназии. И с тех пор уже 21 год преподает здесь любимый предмет.

Я подарю тебе Россию

В странах, о которых мечтала с детства, Лилия Казанцева пока не побывала. И это ее сознательный выбор.

– Я считаю, что пока хорошо не изучишь свою страну, ты не должен смотреть в сторону других государств. Это спорная позиция. Но я на ней стою. И меня поддерживают ученики. Бывает даже, родители сетуют, что после моих уроков географии ребята хотят поехать не в Турцию, а на Байкал или на Камчатку. Это не туристическое импортозамещение, а любовь к России. Я – патриот своей страны и прививаю это чувство детям, – призналась учитель.

По словам Лилии Казанцевой, сказанное она подтверждает на практике.

Фото: Михаил Ступин

– Легко сказать – любите Родину. Надо показывать на собственном примере, как вы ее любите. Подарите детям эти просторы, чтобы они прониклись гордостью за свою страну. Я сама с удовольствием бывала на Байкале, на Алтае, путешествовала по Золотому кольцу. Выезжала и вместе с учениками. Мы с одним из моих классов посетили все республики Северного Кавказа. Изучали родной Краснодарский край. А на 9 Мая у нас стало доброй традицией смотреть праздничный салют в Волгограде, – поделилась Лилия Казанцева.

У учителя географии из Краснодара есть мечта – чтобы все российские педагоги могли путешествовать по интересным местам нашей страны.

– Этим летом я решилась и написала в администрацию президента РФ Владимира Путина. Я обратилась к главе государства с просьбой, чтобы в Год педагога и наставника, которым он объявил 2023-й, учителям сделали бесплатный или хотя бы льготный проезд в какую-нибудь точку нашей страны, например, на Камчатку или на Байкал. У нас потрясающая и огромная страна. Путешествий по ней и открытий хватит на несколько жизней. Уверена, такие поездки духовно обогатят наших педагогов, пополнят багаж их знаний. И этим опытом они обязательно поделятся со своими учениками, – сказала педагог-географ.

Зачем учителю апельсины

Лилия Казанцева не только опытный, но и креативный учитель. Ее ценят в родной гимназии коллеги и любят ученики.

– Лилия Павловна выросла в стенах нашей гимназии и сегодня продолжает профессионально расти дальше, – гордится успехами своей коллеги заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 18 Оксана Ерохова. – Она ежегодно нас радует победами в педагогических конкурсах. Ее воспитанники также не отстают. В 2021 году Лилия Казанцева выступила наставником для ученицы нашей гимназии Виктории Шапоровой на федеральном конкурсе «Большая перемена». Девочка выиграла грант в 1 млн рублей. А в этом году Лилия Павловна подготовила семь полуфиналистов конкурса. Эти ребята поедут в ВДЦ «Смена» в Анапу.

На уроках Лилии Казанцевой всегда интересно. Учитель умеет удивить ребят.

У меня есть глобус Краснодарского края. Да-да, именно такой, – улыбается педагог, – конечно, это шуточный макет. Но я его использую на уроках географии с пятиклассниками. Люблю расставить глобусы на партах, а на одну – этот. Вы бы слышали, сколько споров у ребят, как они доказывают, что такого глобуса не существует! Так что и шуточные вещи могут пойти на пользу на уроках.
Лилия Казанцева

А еще на свои уроки учитель приносит апельсины. Это, считает Лилия Казанцева, отличное наглядное пособие для того, чтобы ребята смогли убедиться в географической истине: нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой, без искажений. Учитель задает вопрос о том, можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала абсолютно ровной. Ребята изо всех сил ее мнут и разглаживают, но безрезультатно. Из выпуклого плоское без разломов не сделать.

Лилия Казанцева легко может доказать, что знания, полученные в школе, пригодятся ребятам во взрослой жизни даже на бытовом уровне.

– Мы привыкли, когда нам надо добраться из одного места в другое, открывать специальные приложения в интернете. Но не всегда люди умеют переключать слои этих карт. Иногда местность показывается топографическими знаками, и здесь важно сориентироваться правильно. Случается, что люди меняют место жительства и выбирают город с определенным климатом. И здесь тоже пригодятся знания по географии. Кроме того, не стоит забывать, что в географии есть огромный раздел «Демография». Это мы с вами. А если вы не знаете основных процессов демографии, как будете ориентироваться в том, что происходит с нашим обществом? Элементарный пример – пособия, которые выплачиваются при рождении второго ребенка. Некоторые возмущаются, якобы у нас достаточно населения, зачем рожать? Но с точки зрения демографии в каждой семье должно быть минимум двое детей, чтобы поддерживать стабильную численность населения страны, – объяснила Лилия Казанцева.

Географ глобус запостил

Судьба нашей героини сложилась так, что она стала не только учителем географии, но и в определенной мере журналистом. Более десяти лет Лилия Казанцева ведет авторский блог «Географочка».

– В 2010 году я участвовала в городском конкурсе «Учитель года». Департамент образования мэрии Краснодара предложил всем конкурсантам создать свои блоги. Было организовано обучение. Мне было немного неловко идти на занятия, не зная, что такое блог. Накануне вечером я поизучала информацию об этом и создала свой блог. Думала, как его назвать. Хотелось, чтобы название было связано с географией, и чтобы оно говорило о том, что я - учитель, а еще что за этим профессиональным блогом стоит человек со своими интересами. В то время учительские блоги только создавались. Много было похожих казенных названий. Мое – «Географочка» – на этом фоне было ярким, запоминающимся. Оно потом в педагогических кругах даже стало позывным. «Это наша географочка», – можно теперь услышать на совещаниях и слетах педагогов, – поделилась Лилия Казанцева.

В 2010 году автор блога из краснодарской гимназии № 18 выиграла конкурс «Лучший блогер Краснодара». Лилия Казанцева не только с удовольствием ведет свой блог, но и увлекла этим учеников.

– Сначала мы создали с пятиклассниками совместный блог. Он просуществовал пять лет. Не раз побеждал в конкурсах разного уровня. Эти дети выпустились, но другой класс тоже увлекся этим направлением. Ребята создали уже сами блог, куда пишут как ученики, так и их родители. Статьи самые разные – от поздравлений, компиляций учебного материала до авторских исследований, – отметила Лилия Казанцева.

С блогом педагога связаны интересные истории. Так один из учеников Лилии Казанцевой благодаря тому, что вел блог класса, поступил на факультет журналистики. А одна из учениц, прочитав блог, выбрала гимназию и класс, где хотела учиться, находясь в другом регионе.

Фото: Михаил Ступин

– Перед началом учебного года меня вызвал директор и сказал о том, что в моем, на тот момент восьмом, классе будет новая ученица. Потом девочку захотели перевести в другой класс, чтобы была ровная наполняемость на параллели. Но родители и сам ребенок были категорически против. Оказалось, что семья до этого жила в Красноярске. Когда решили переезжать в Краснодар, стали смотреть интернет-ресурсы, в том числе гимназий. И девочка увидела блог моего класса. Она заочно познакомилась со всеми детьми, узнала их интересы. Семья даже выбрала нашу гимназию, микрорайон, где она находится, для жительства по блогу. Сейчас девочка уже выпустилась из гимназии. А у меня учится ее брат, – рассказала Лилия Казанцева.

Учителю-блогеру пришлось столкнуться и с обратной стороной авторских постов. Однажды ее блог атаковали хейтеры.

– В 2014 году я взяла пятые классы. Была на подходе сложная тема – шарообразность Земли. Она интересная, но тяжело дается детям. Чтобы лучше объяснить тему, я создала в своем блоге статью о доказательствах шарообразности планеты из семи учебников географии, которые были разрешены к преподаванию на тот момент. Статья называлась «Доказательство шарообразности Земли от древних времен до современности». До сих пор это самая популярная публикация в моем блоге. Резонанса ей как раз добавили хейтеры. Оказывается, есть люди, которые до сих пор верят, что Земля плоская, и пытались мне это доказать. Были комментарии и с нецензурной лексикой, очень агрессивные высказывания. После этого я поняла, что необходима модерация комментариев. Ведь блог читают дети и их родители. Но в целом нападок на блог нет, поэтому модерация выполняет свою роль редко, – поделилась учитель.

Также Лилия Казанцева призналась, что ее очень огорчает, когда не знающие люди говорят, что блогерами становятся от нечего делать.

– Самое обидное слышать: блогер – этот тот, кому некуда девать время. У меня все расписано по минутам. Помимо преподавания я с детьми постоянно участвую в конкурсах, вхожу в краевые ассоциации и сообщества, являюсь экспертом ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому несправедливо говорить, что делать мне нечего. На мой взгляд, блогер – это состояние души. А учитель-блогер – это человек, которому хочется делиться тем, что его окружает, – уверена героиня.

Наши в Федеральном совете

Кстати, о занятости Лилии Казанцевой. Теперь обязанностей у нее станет еще больше. Накануне Минпросвещения России утвердило состав самого неординарного Федерального совета учителей-блогеров. В его состав вошли три представителя Краснодарского края: учитель ОБЖ из Приморско-Ахтарска Борис Коннов, учитель начальных классов из Сочи Ирина Амосова и Лилия Казанцева.

– Выбирать участников Совета учителей-блогеров оказалось очень сложно. Было подано более 180 заявок. Совет будет работать до 15 июля 2023 года, так как до этого срока действует Общественный совет при Минпросвещения РФ, при котором и создан Совет учителей-блогеров, – рассказала Лилия Казанцева.

По ее словам, цель работы Совета, с одной стороны, чтобы учителя доносили до своих подписчиков инициативы и нововведения в сфере российского образования. С другой, как надеется наша героиня, у членов Совета появится возможность выдвигать собственные полезные инициативы, которые могут быть приняты во внимание на уровне страны. Обо всем этом учитель географии из Краснодара будет подробно рассказывать в своем блоге.

Лилия Казанцева дала нашим читателям несколько советов о том, как привить ребенку интерес к географии.

– Сделайте так, чтобы в комнате ребенка висела карта России. Смотря на нее, он будет запоминать информацию, ассоциировать ее с тем, о чем говорит учитель на уроках.

– Играйте с ребенком в города. Благодаря этому у него будет лучше развиваться географическая начитанность.

– Поощряйте ребенка, чтобы он мечтал, придумывал истории о путешествиях. География развивает пространственное мышление.

– Больше путешествуйте вместе с ребенком. Покажите ему на собственном примере, как интересно бывать в разных местах.