Общество

Общественный штаб по наблюдению за выборами на Кубани: «Нарушения в агитационных материалах — первый сигнал о том, что им нельзя доверять»

Прошло расширенное заседание Общественного штаба по наблюдению за реализацией избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов на территории Краснодарского края в 2022 году. Фото: Общественная палата Краснодарского края

В крае идет самый зрелищный этап выборной кампании 2022 года — агитация.

Прошло расширенное заседание Общественного штаба по наблюдению за реализацией избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов на территории Краснодарского края в 2022 году. Общественники оценили ход агитационной кампании в регионе с главой Крайизбиркома Алексеем Черненко и с руководителем направления по подготовке наблюдателей Ассоциации «Гражданский контроль», экспертом Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», доктором педагогических наук Михаилом Полянским. К заседанию очно и онлайн присоединились наблюдатели, эксперты Общественного штаба — юристы, политологи, социологи, общественники из муниципалитетов Кубани и СМИ края.

Как отмечают эксперты, агитация — определяющий этап при формировании позиции избирателей. В этот период за внимание избирателей борются не только кандидаты, но и деструктивные оппозиционные силы, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в стране. Особенно усиливается работа последних на фоне сложной геополитической обстановки. Поэтому неизбежны попытки манипуляции сознанием граждан через СМИ и соцсети, публикация недостоверной информации, клевета на конкурентов и попытки сорвать их агитационную кампанию.

— Задача общественных штабов по наблюдению за выборами в этот период — разъяснять гражданам нормы предвыборной агитации. Подготовленных избирателей сложнее ввести в заблуждение и манипулировать их сознанием, — отметил Михаил Полянский. — Необходимо рассказывать, кто по закону может проводить агитацию, в какой срок, что выходит за рамки требований закона. Если избиратель сталкивается с информацией, которая распространяется с нарушениями, для него это уже является сигналом, что такой информации доверять нельзя.

Михаил Полянский рассказал, что на печатных агитационных материалах обязательно должны быть выходные данные — информация об их изготовителе, тираж, дата изготовления, указание, что материалы оплачены из соответствующего избирательного фонда. Неоплаченные из избирательного фонда экземпляры агитационных материалов являются незаконными и не могут быть размещены в общем доступе. Агитацию не имеют права проводить представители Федеральных органов государственной власти и лица, которые занимают государственные муниципальные должности. Агитация не может проводиться в воинских учреждениях, религиозных организациях, в избирательных комиссиях различного уровня.

Алексей Черненко сообщил, что в Крайизбирком поступило 24 обращения по поводу агитационных материалов. Большинство жалоб носит субъективный характер и связано с нарушением избирательного законодательства.

— Жаловались, например, на то, что консьержка пропустила агитатора в подъезд многоквартирного дома, — пояснил Алексей Черненко. — Здесь нет нарушения, потому что многоквартирный дом — это не режимный объект и нет законных оснований препятствовать доступу в него агитаторов во время избирательной кампании. Жаловались на то, что информация о кандидатах в листовках не соответствует действительности. Однако закон не обязывает проверять достоверность этих сведений, она полностью на совести самого кандидата. Требуется только строго соблюдать требование к размещению выходных данных.

Агитационная кампания на Кубани в целом проходит с соблюдением сроков и требований законодательства. В крае для этих целей организованы специальные пространства: подготовлено более четырех тысяч стендов для размещения печатных агитационных материалов, семьсот тринадцать помещений для встреч кандидатов с избирателями. Информация о кандидатах транслируется по радио и на телевидении, публикуется в печатных и электронных СМИ.

Глава Крайизбиркома также напомнил, что агитация запрещена в дни голосования:

— На избирательных участках и вблизи них во время голосования запрещено любыми способами склонять избирателей к выбору того или иного кандидата, — пояснил он. — Запрещено распространение и размещение листовок, агитация в устной форме. Однако есть нюансы. Например, если рекламный щит с изображением кандидата и призывом голосовать за него в дни голосования остается на расстоянии 50 метров и более от избирательного участка — это допустимо и нарушения нет.

— Предстоящие выборы будут объемными и обещают показать высокий уровень конкуренции, — подчеркнула председатель ОП КК и руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами на Кубани Любовь Попова. — В крае в этом году зарегистрировано 4 млн 300 тысяч избирателей. Одновременно проходит 102 избирательные кампании. На один мандат в ЗСК по партийным спискам претендуют 16 кандидатов, на муниципальных выборах конкуренция составляет пять человек на место. Учитывая все эти факты, а также сложную геополитическую обстановку, общественным наблюдателям предстоит быть максимально внимательными, корректными и готовыми к внештатным ситуациям.

Любовь Попова рассказала, что практически во всех участковых избирательных комиссиях Кубани будет работать более трех тысяч общественных наблюдателей от ОП КК. Кроме того, ОП КК и Крайизбирком подписали протокол, который уточняет некоторые пункты действующего между сторонами соглашения о взаимодействии. Так, по запросу Общественного штаба Крайизбирком будет незамедлительно предоставлять доступ к видеозаписям с избирательных участков. Это позволит общественникам проводить качественную проверку сообщений об инцидентах на участках, которые будут поступать от общественных наблюдателей, на горячую линию ОП КК и из других источников.

В Крайизбиркоме уточнили, что период агитации в средствах массовой информации по закону должен завершиться в 00.00 8 сентября (за сутки до дня голосования).