Общество

«Прощание славянки» для героев

Сергей Шведко

А какая мелодия играет у дезертиров, задался вопросом наш специальный корреспондент в эти непростые дни.

Прошла почти неделя с исторического обращения президента, а все разговоры и мысли только о ней – частичной мобилизации. Причина понятна и тревоги людей – тоже. Только, как всегда бывает, выводы из всего этого каждый делает свои.

С одной стороны, наши сограждане, мобилизованные и добровольцы, массово прибывают в военкоматы, а оттуда – в войска. Да, каждое такое событие сопровождается не только военными маршами и словами поддержки, но и слезами близких. В конце концов, не в отпуск на юга они отправляют своих мужей и сыновей. Но при этом испытываешь гордость за этих людей. Родина позвала, и они пришли. И готовы выполнить свой гражданский долг.

С другой стороны, наблюдаем толпы мужчинок, которые заполонили аэропорты и пункты пропуска на грузинской и казахской границе. Лишь бы только сбежать из страны от вселяющего ужас в их тонкие души слова «мобилизация». Если честно, такие картины бьют по мозгам. Как так? Столько людей! Неужели все так плохо в нашем обществе?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю обратиться к математике. И истории тоже. Итак, первое. Количество тех, кто сегодня дезертирует из России, составляет несколько сотых процента от ее населения. Это даже не в пределах статистической погрешности. Просто пена всегда видна намного четче, чем волна, на которой она появляется. В этой связи рекомендую провести мыслительный эксперимент: сколько ваших знакомых в эти дни поддались панике и убежали из России? А сколько остались здесь? Вот вам и ответ.

Второе. К огромному сожалению, это явление всегда присутствует в такие тяжелые периоды, как нынешний. Например, только в 1941 году органами НКВД была задержана 781 тыс. дезертиров и уклонистов от мобилизации. А всего за время войны органы не смогли найти более 200 тыс. объявленных в розыск дезертиров. Повезло им? Ну, это как сказать. В 1962 году Василий Песков написал очерк об одном жителе СССР – Николае Тонких, который в 42-м сбежал из армии и 20 лет прятался на чердаке. Как вам такая жизнь? Хуже смерти.

И самое главное. Когда мы говорим о Великой Отечественной, мы вспоминаем не о предателях и трусах, а о героях. Наших дедах, которые шли на фронт, страдали от ранений, гибли, но отстояли свою Родину и нашу с вами жизнь. А нынешние беглецы тоже удирают в забвение.

Третье. Понимаю, что во время паники головой не думают, но вот еще один вопрос: что будут делать эти «беженцы» за кордоном? Сидеть и бояться в углу? И тратить на дорожающую жизнь свои кровные. Кстати, в той же Грузии снять жилье уже стоит раза в три дороже, чем обычно. А когда возникнет ситуация, что денежки закончились, а специальная военная операция еще идет, тогда что они будут делать? Или они считают, что кто-то их там ждет с распростертыми объятиями? Должен огорчить: никто. И когда большинство из них вернется на Родину (а это обязательно произойдет), то и тут их, мягко говоря, цветами встречать не будут.

Четвертое. Можно сказать, что сегодня происходит очищение общества. Речь идет не о каком-то подавлении инакомыслия, а о том, что трусы и предатели, вне зависимости от декларируемых ими взглядов, перестают формировать повестку дня. Потому что им некогда: еще недавно они выходили на митинги, скандировали: «Мы здесь власть!», а теперь бегут, только пятки сверкают. А народ, который остался, который не мыслит себя вне своего Отечества, он запомнит это. Хоть и не злопамятный. Потому что такое не забывается.

И в завершение пару слов о самом процессе частичной мобилизации. Точнее, ее перекосах. Да, они есть. И не могли не быть. Причина в том, что мобилизационная система страны не работала 80 лет. Это все равно, если попытаться с ходу завезти автомобиль, который несколько лет стоит без движения. Но главное не в ошибках и досадных недоразумениях, которые сегодня случаются. А в том, что власть и гражданское общество стараются оперативно их исправить. Примеров тому – масса. И в дальнейшем внимание к этому процессу будет самым пристальным. Например, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поставил задачу главам муниципалитетов не допустить неправомерного призыва, при этом обращения родственников самих призывников не должны оставаться без внимания. Кроме того, подчеркнул он, важно обеспечить продолжение стабильной работы градообразующих предприятий.

Причина такого внимания в том, что сегодня главная задача власти полностью совпадает с желанием подавляющего большинства граждан: победить в нынешнем противостоянии. Как можно быстрее и эффективнее. Потому что все мы понимаем: поражение коллективному Западу будет равнозначно развалу страны, гражданской войне и полному хаосу. И что победить можно, только объединившись. Как это бывало не раз в нашей истории. Просто теперь настал наш черед.

P. S. И да, «Прощание славянки» – это как та мелодия, которая впитывает в себя все наши тревоги, надежды и гордость за свою страну и своих людей. А есть ли такая мелодия у дезертиров?..