Общество

Ученые выяснили, как в Средние века создавалась золотая фольга для полотен и скульптур

Фото: stock.adobe.com

Секреты средневековых мастеров удалось открыть с помощью новейшей технологии.

Ученые Института Пола Шеррера в Швейцарии создали новую технологию, которая помогла выяснить, из чего было создана золотая фольга на скульптурах в Средние века.

Нанотехнологии 3D-сканирования позволили экспертам работать с самыми маленькими частицами фольги середины XIV века из алтаря, находившегося в горной часовне на Альп-Лейггерн (кантон Вале, Швейцария). Ныне же произведение искусства находится в Швейцарском национальном музее.

Изобретение физика Бенджамина Уоттса и его коллег представляет собою птихографическую томографию, пропускающую рентгеновские лучи через образец материала для создания теней различной интенсивности. Благодаря дифракционным картинкам удалось узнать состав фольги, который, вероятно, хранился в тайне многими художниками и скульпторами.

Итак, сканирование показало, что при изготовлении фольги средневековые мастера создавали отдельно два разных слоя пленки толщиной 30 нанометров из настоящего золота и серебра, а позже они соединяли их вместе.

- Для этого требовались специальные инструменты для битья и емкости, с различными материалами, в которые вставлялась фольга. Это была достаточно сложная процедура, требовавшая высокой квалификации, - отметил искусствовед Цин Ву из Цюрихского университета в Швейцарии.

Исследование показало, что у такой техники как цвишгольд, которая подразумевает использование одновременно золота и серебра, есть один большой недостаток. При комнатной температуре фольга с течением времени может почернеть. Это происходит из-за того, что серебро в созданной художниками смеси перемещается наверх и тем самым покрывает золото, что приводит к коррозии. Именно поэтому скульпторы при нанесении фольги покрывали ее смолой или клеем, чтобы сохранить ее изначальный блеск и цвет. Однако спустя время такие своеобразные виды лака начинали разлагаться и тем самым портить внешний вид произведений искусства.

Сейчас ученые думают над новой технологией, которая поможет не допустить развития коррозии на картинах и скульптурах.