Краснодарские разработчики создали виртуального психолога
Проект психологической помощи детям с помощью виртуальных персонажей разрабатывается кубанскими программистами.
Рождение идеи
История стартапа началась с 2019 года, когда руководитель проекта Владислав Маторкин собрал команду и начал заниматься созданием VR-персонажей. Аватары – это нарисованные «люди», которые с помощью умных программистов и нейросети могут общаться, консультировать и отвечать на вопросы.
Идея внедрить технологию в работе с детьми появилась не случайно. Мама руководителя проекта, Маторкина – учитель коррекционных классов и логопед. Она работает с детками с 1 по 9 класс, которые занимаются по специальной программе из-за своих особенностей.
В 2021 году на разработчиков вышли московские кадетские школы с необычной просьбой. Оказалось, что многие дети стесняются и не могут поступить в учебное заведение из-за проваленного собеседования у психолога. Программисты решили создать мультяшного героя, который сможет расположить к себе и раскрыть личности ребят. А дальше появились идеи внедрения аватаров и в другие сферы взаимодействия с детьми.
Как же это работает?
За аватаром находится живой человек – психолог или педагог, он озвучивает VR-персонажа и общается с ребёнком. Есть несколько способов, как передавать мимику и выводить её на экран. В первом из них используется веб-камера, она делит лицо на тысячи точек, улавливает мимические изменения в режиме реального времени и передаёт это аватару.
Второй способ предполагает использование лазерного датчика, как на iphone. Он просвечивает всё лицо, измеряет глубину каждой части лица и расстояние. Здесь важно учитывать, что мимика человека не идеальна, он может загрустить, почесать нос. А технология лазерного датчика будет доигрывать за человека, чтобы картинка была идеальной.
– Это долгий и кропотливый процесс, над челюстью одного героя мы можем работать 3 месяца. Есть и более совершенная технология, но она пока труднодоступна. Однако в скором времени аватары смогут самостоятельно подбирать мимику, считывая фонемы слова, – рассказал Владислав Маторкин.
Поддержка от мультяшки
Одно из направлений проекта – психологическая помощь. Ребёнок сможет рассказать персонажу о своих переживаниях, а специалист, который скрыт за аватаром, выслушает и даст совет.
По словам разработчиков, это не для всех детей, но с некоторыми технология может быть применима. Такой метод поддержки подойдёт для необщительных, закрытых ребят или для детей с аутизмом. Кроме того, технология может помочь в работе уголовного розыска. Пострадавшим от педофилии не просто говорить о случившимся со взрослым, поэтому на помощь может прийти VR-персонаж.
На экране у специалиста будет выведено всё, что обсуждалось на предыдущем приёме. А камера будет подсвечивать состояние ребёнка на основе мимики, жестов: уровень счастья, тревоги.
– Искусственный интеллект не может взаимодействовать с ребёнком полноценно. Но когда мы позанимаемся с детьми тысячу раз, мы уже сможем настроить нейросеть на самостоятельное общение. А сейчас мы тестируем технологию и изучаем рынок, – поделился Владислав Маторкин.
Вместо уроков – на Марс!
VR-персонажей можно применять и в обучении, это может быть как записанный курс, так и общение с живым педагогом. Вместо обычного урока по астрономии, можно отправиться с астронавтом в виртуальный космос, пройтись по Луне и побывать внутри Чёрной дыры. А вместо английского можно переместиться в Лондон и пообщаться с его жителями.
Есть и проблема
– Мы думаем о том, как донести до ребёнка, что за аватаром находится живой человек. У нас есть идея сделать и самого ребёнка аватаром, тогда он будет общаться с другим с помощью своего VR-персонажа. Так мы создадим свою метавселенную, – поделился Вадислав Маторкин.
Сейчас разработчики ездят по выставкам и активно проводят тестирования своей технологии. Персонаж Кевин уже полюбился многим ребятам, они охотно общаются с виртуальным мальчиком и остаются в восторге от собеседника.
Кевин – герой невышедшего на экраны мультфильма. Он милый проказник, который однажды отправился в самостоятельньный поход, где встретил кучу приключений и чуть не попал в беду. Но смог все преодолеть и даже победить дракона. На некоторых испытаниях разработчики называют его Николаем, но детям это не запоминается, а вот Кевин – вполне.
Оценка эксперта
Мы поинтересовались мнением эксперта о том, может ли эта технология быть применима и как она способна повлиять на детскую психику.
– Очень интересное и перспективное направление. Однако оно требует дополнительного изучения, - рассказала Евгения Харитонова, практикующий психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ. – Я вижу возможности применения этой технологии, например, в консультировании по вопросам профориентации. Интересно, если мультяшка будет давать советы по общению, помогать понять себя. Но здесь стоит помнить, что живое общение с человеком нельзя заменить на разговор с аватаром, тем более если ребёнок пережил травмирующие обстоятельства и нуждается в терапии. Опытный и хороший психолог всегда сможет наладить контакт с ребёнком и помочь ему. Есть риск, что ребёнок глубоко погрузится в виртуальную реальность и не сможет найти поддержку от живых людей.