Общество

Студенты КубГУ скоро будут изучать свойства минералов и горных пород в VR-режиме

Виртуальная витрина с камнями из музея КубГУ. Фото: Архив Максима Кучера.

В вузе создается виртуальный геологический музей и обучающее приложение.

За последние годы сформировался вполне устойчивый тренд на внедрение VR-технологий в учебный процесс. Учиться все интереснее, ведь благодаря новым техническим решениям школьники и студенты, не покидая учебную лабораторию или аудиторию, оказываются возле станков на заводе или возле музейных стендов. В рамках учебного процесса, конечно.

В Кубанском Государственном университете готовятся к открытию первого виртуального музея и разрабатывают приложение для обучения студентов Института географии, геологии, туризма и сервиса.

Мы поговорили с автором проекта «VR-тренажер – геологический музей КубГУ», доцентом кафедры экономической, социальной и политической географии ИГГТиС, руководителем учебно-научной лаборатории «Технологии виртуальной реальности в образовании и исследовательской деятельности» Максимом Кучером и выяснили, как новые технологии будут применяться на практике.

Цифра учит

– VR-технологии я изучаю более 3 лет, в 2022 году мы с коллегами создали учебно-научную лабораторию. На начальном этапе изучали имеющийся контент в формате VR и разрабатывали методики его применения в образовательном процессе. Позже и сами стали создавать такой контент, – рассказал нам Максим Олегович.

Сначала были созданы фото и видео в формате VR 360, а позже и приложения. С одной из своих разработок Максим Кучер занял 3-е место на акселераторе «Цифровизация обучения».

Тяжелые воспоминания

Идея проекта пришла сразу, ее автору хотелось облегчить жизнь современным студентам и сделать процесс изучения минералов и горных пород более интересным и современным.

– Помню эти занятия со студенческой скамьи, когда мы таскали тяжелые ящики с минералами и горными породами по аудиториям для проведения практических занятий. К сегодняшнему дню мало что изменилось. Но с приходом в жизнь технологий учебный процесс можно было бы облегчить – строить 3D-модели минералов и горных пород и воспроизводить их в виртуальной реальности или, что называется, в иммерсивной среде, – отметил Максим Олегович.

А теперь покрутись!

Благодаря проекту студенты Института географии, геологии, туризма и сервиса перестанут таскать ящики из аудитории в аудиторию, а просто наденут VR-очки, и минералы в формате 3D-модели сами окажутся перед глазами. Их можно будет хорошо рассмотреть со всех сторон, вращая и масштабируя модель. Дополнительная информация о горных породах и минералах разместится в специальных блоках.

– Например, при визуальном наблюдении мы можем найти такие данные о минерале, как цвет, блеск, прозрачность и т.д., в дополнительном режиме можно получить сведения о его химической формуле, плотности и других свойствах, – рассказал нам руководитель лаборатории.

В VR-режиме можно изучать свойства минералов. Фото: Архива Максима Кучера.

Камни с витрины

Программа представляет собой как бы витрину, на которой расположены самые разные минералы и горные породы. При выборе модели появляется окно с конкретным объектом и его дополнительными свойствами.

У программы есть два блока – учебный и практический. Если с первым может познакомиться любой желающий, интересующийся горными породами и минералами, то второй предназначен для студентов, изучающих геологию в стенах КубГУ.

Теперь практические занятия будут проходить намного интереснее. Фото: Архив Максима Кучера.

Как же будут проходить занятия с применением новых технологий?

– На сеанс нахождения в VR-среде отводится до 15 минут, исходя из этого мы будем выстраивать методику работы на занятиях со студентами: чередовать виды деятельности в виртуальной среде и вне ее. Мы хотим сделать учебный процесс более интересным, пробудить желание у студентов поехать на полевую практику и проверить в реальности то, с чем они познакомились на традиционных занятиях и в VR-среде, – рассказал Максим Кучер.

Осталось немного допилить

Сейчас автор проекта и его коллеги продолжают работать над приложением для VR-тренажера. На данный момент уже разработан сценарий, технологическая карта, его концепция, логика, алгоритмы и создан прототип, в котором можно будет работать с виртуальными объектами.

– Следующим шагом будет 3D-сканирование образцов нашего музея и «допиливание» функций и «фитч» приложения. Модели сканируем с нашими давними партнерами – Центром опережающей профессиональной подготовки Краснодарского края, они же дают нам возможность работать и в VR-классе, оборудованном компьютерами и VR-шлемами. Так мы реализуем сетевое сотрудничество между учебными организациями, – отметил Максим Кучер.

Еще больше новостей из мира науки в нашем телеграм-канале «Наука и точка».