Виктор Чернявский: «На верстовом столбе 81-го километра БАМа мы оставили свои автографы»
В 2024 году страна отметит 50-летие Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В этой всесоюзной стройке участвовали и краснодарские студенческие стройотряды. В их рядах и студент Кубанского госуниверситета Виктор Чернявский, который сейчас является депутатом ЗСК, председателем комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.
Сегодня он уверен, что чем больше людей будет знать о том, как кубанцы участвовали в строительстве БАМа, тем лучше будем понимать свою малую родину и свою большую Россию.
Дорогой романтика
Стройотряд «Скиф» исторического факультета Кубанского государственного университета отправился на БАМ в 1981 году.
– Виктор Васильевич, чем вас, будущего историка, привлекла работа в стройотряде, да еще за тысячи километров от родного дома?
– Во-первых, стройотряд для студента того времени явление обычное. Я, например, как и многие однокурсники, трижды стройотрядовец. Во-вторых, мне, как и многим моим сверстникам, хотелось поучаствовать в большом и значимом деле, ведь тогда Байкало-Амурская магистраль гремела на всю страну.
Мы были молоды, полны романтики и желания проявить себя – ну и заработать самостоятельно какие-то деньги.
Самому старшему в стройотряде было 22 года, а мне – 19, это был первый мой стройотряд. Все мы были заряжены на успех, и никакие трудности не останавливали нас. Помню, на вокзале в Краснодаре, когда уезжали на БАМ, наш поезд задерживался на шесть часов. И мы, чтобы скоротать время, устроили для пассажиров концерт – гитары, баян всегда были при нас.
Дорога предстояла длинная: пять с половиной суток ехать на поезде и еще потом лететь на самолете. Но на это никто не обращал внимания, все думали об одном: два месяца – июль и август – будем работать на БАМе.
Как только прибыли на место в город Усть-Кут, в организацию «КраснодарБАМстрой» (тогда за каждым населенным пунктом закреплялся какой-то регион), сразу окунулись в бамовскую жизнь.
Добамовский Усть-Кут был конечной восточной железнодорожной точкой Сибири (станция Лена) и крупнейшим в СССР речным портом Осетрово. Собственно, здесь БАМ и начинается. Кубанская организация отстраивала город, нам предстояло обустраивать новый микрорайон.
Наш стройотряд носил имя Героя Советского Союза Анатолия Хуторянского, и для нас казалось важным быть достойным его имени.
Командиром стройотряда был прекрасный человек Владимир Латкин, которого, к сожалению, уже нет с нами.
«Наших рук дело»
– Вас не смущали мошкара, холодное лето и необустроенность быта?
– Ни о какой мошкаре, холоде даже не думали. Понятно, что в Сибири температура воздуха днем была плюс 25, а ночью в конце августа опускалась до плюс пяти, приходилось одеваться потеплее. А когда уезжали, выпал снег, и самолет не мог взлететь по раскисшей полосе. Но это никого не волновало.
Жили мы в строящемся девятиэтажном доме на частично обустроенном втором этаже. Здесь же была кухня, где Татьяна Подольная и Елена Заблудина готовили нам еду – сытно, вкусно и разнообразно. В свободное время собирались в красном уголке. И там, и на кухне стояла новая «мебель». Мне доверили обустроить быт. Все стеллажи, столы, лавки, полки сделал из половой доски и реек, благо материала было в достатке. Отец научил меня плотницкому делу, немного столярке, что помогало в жизни. В Усть-Куте я возглавил плотницкое звено, в котором также трудились Андрей Зайцев и Игорь Турицын, сейчас оба – доктора исторических наук.
– Какая конкретно задача ставилась перед вами?
– Основным делом студентов стало благоустройство микрорайона. Заливали отмостки, дорожки, контуры детских площадок. Все дороги от бордюра до заливки бетона (асфальта там нет) – наших рук дело. Участвовали в строительстве Дома связи. Конечно, опыта и необходимой квалификации у нас не доставало, но работали добросовестно и качественно. C особым упорством делали то, что было поручено, и у нас получалось. Чтобы бетонщики качественно бетонировали площадки, мы делали опалубку, а еще специальные деревянные приспособления – гладилочки – для разравнивания бетона.
Когда бетон набирал прочность, для будущих клумб и зеленых зон многотонные «магирусы» завозили чернозем (родной грунт там красный и нежирный). Землю планировало «звено БСЛ (больших совковых лопат)». Когда на новых клумбах на фоне всего зеленого зацветала сурепка желтым цветом, красота была необыкновенная.
Режим труда и отдыха
– Как вы решали, кто и как сработал, определяли лидеров и аутсайдеров?
– Ежедневно вечером после смены бригадиры и члены штаба подводили итоги и выставляли каждому бойцу коэффициент трудового участия (КТУ) от 1 до 1,3. Он вывешивался на специальной доске.
Самый высокий – 1,3 – получали многие, отстающих в отряде не было. По итогам двух месяцев КТУ суммировался. Так оказалось, что я вошел в пятерку лучших. Наши успехи замечали. Многие «скифовцы» получили благодарности ко Дню строителя и почетные дипломы. Я горжусь тем, что и у меня тоже есть эти награды. А еще по итогам работы за мой труд я был премирован туристической поездкой на Кубу от комсомольской организации.
– А как вы отдыхали?
– Обычно по воскресеньям после обеда наступал выходной. Устраивали соревнования, даже новый вид спорта придумали – шихамбол – по имени мастера наброски резиновых колец от бидонов на вогнанную в землю лопату Шихама Уджуху. Пели под гитару или баян. Сколько новых песен мы сочинили! Выступали перед строителями с шефскими концертами. Наш баянист Женя Бондарь мог сыграть любую музыку. Он покорил бамовцев своей виртуозностью, когда, перекинув баян за спину, играл заказанную мелодию.
В День строителя на студенческий фестиваль на острове Домашнем, расположенном на реке Лене, съехалось около 20 стройотрядов. Всех покорила наша агитбригада, мы взяли призы в соревнованиях по футболу и канату.
След в истории
– Что в период жизни на БАМе для вас было особенным, что вспоминаете сегодня, по прошествии стольких лет?
– Пожалуй, одним из памятных был воскресный день, когда СМУ организовало нам поездку по БАМу до станций Ния-Грузинская и Звездный. На верстовом столбе 81-го километра мы оставили свои автографы. Мы, кубанские студенты, внесли свою лепту в строительство БАМа. Ведь Байкало-Амурская магистраль – это не только железная дорога, это инфраструктура, поселки и города, выросшие в тайге.
И еще я вспоминаю первую посылку, которую прислали родители в Усть-Кут. Когда пришел на почту ее забирать, на запах кубанских яблок повернулась вся очередь! Я на Кубани раньше никогда не ощущал этого, а тут еще посылку не вынесли из подсобки, а уже запах яблок разливался на весь зал.
БАМ – это яркая страница моей жизни. Время, когда мы были молоды и полны сил. И, хотя была нелегкая работа, особенно для наших девчат (Ирина Скиба и Наташа Киреева из «звена БСЛ») – они работали с парнями на равных, – студенты были на высоте. C нас брали пример, а когда в Усть-Кут c инспекцией приехал представитель министерства, его повели на наши объекты показать, как качественно все делается.
Мы были классной командой, монолитным коллективом. Благодаря авторитету и безупречной репутации командира Владимира Латкина система коллективного контроля работала без сбоев и финансовые вопросы решались спокойно и бесконфликтно. Что заработали, то и получили. Для нас это были первые заработанные средства.
А главное, мы дружили между собой. В Усть-Куте было много кубанцев, это тоже плюс. Вообще, и на всем БАМе кубанцев было немало. Например, бывший вице-мэр Краснодара Павел Вертлиб пять лет там славно поработал.
Остаюсь в строю
– А как пришла идея разыскать кубанских бамовцев?
– Бамовский период – большая история нашей страны. Мы помним и чтим героев войны, но надо помнить и знать и героев трудовых подвигов. Сначала по обращению усть-кутских ветеранов мы начали воссоздавать историю «КраснодарБАМстроя» для их музея. В марте президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2024-й годом 50-летия БАМа, учреждены памятные медали.
Администрация Краснодарского края приняла план подготовки к дате, начала работу по комплектованию списков участников большой стройки. Наши материалы пришлись кстати. И сейчас мы расширили рамки нашей деятельности, тем более я историк по образованию, мне это интересно. В ЗСК всегда уважительно относились и относятся к истории нашего Отечества.
Вместе с историками, библиотечными и музейными работниками, студентами начали собирать материалы о кубанских бамовцах.
С начала нынешнего года в свободное время я стал через интернет разыскивать кубанских бамовцев. На сегодня в общем краевом списке 364 человека, 80 из них удалось разыскать мне и людям, которые помогают.
В Краснодарской краевой универсальной научной библиотеке имени Александра Пушкина подняли подшивки краевых газет 1970–1980-х, нашли 150 материалов о БАМе и бамовцах. В одной из статей я нашел фамилию передовика-бамовца из Славянского района Петра Чуприны. Он и его земляк Г. Пушкарь отправились на БАМ прямо с 17-го съезда комсомола в составе всесоюзного ударного отряда. Этот факт позволил найти еще нескольких героев.
А знаете ли вы о бамовце бригадире Григории Глущенко, построившем 12 железнодорожных мостов? А об агитбригаде «Время» Павловского района, исколесившей стройку со своими выступлениями? А о том, что сотни наших земляков проходили службу на БАМе, строили восточную часть магистрали? Так я познакомился с десятками кубанцев, кто в разные годы работал на БАМе.
В Славянском районе мы начинали с трех фамилий известных нам бамовцев, а сейчас их уже 58. И важно, чтобы бамовцев знали, чтобы они пошли в школы и рассказали ребятам о своем трудовом подвиге и безмерных возможностях любящих Родину людей. Сегодня, по прошествии десятков лет, я понимаю, в какой судьбоносной стройке участвовал. Мы знали, что нам выдалась почетная миссия – строить БАМ.
Знаете, в архиве сохранились листки по учету кадров «КраснодарБАМстроя». Так вот в списке уволенных моей фамилии нет. Тогда приняли на работу 26 стройотрядовцев, а когда увольняли, машинистка пропустила мою фамилию, и на сегодня я там не уволен, остаюсь с БАМом.
Виктор Чернявский предлагает подключиться к поиску участников легендарной стройки – они есть в каждом районе края – и рассказать о событиях того времени через их воспоминания и фотографии: odar11@list.ru, 8 (86146) 4-40-25.