Что делают кубанские казаки в зоне СВО
Помощник вице-губернатора Краснодарского края, атамана Кубанского казачьего войска Александра Власова Андрей Веригин стал гостем нашей новой рубрики «КН-мнение». Он рассказал о задачах, которые выполняют казаки на специальной военной операции, о том, как налаживается жизнь в новых российских регионах, и о лучших кубанских традициях патриотизма.
В деле с первых дней
– Как начиналась специальная военная операция для кубанских казаков?
– С первых дней специальной военной операции казаки стали выезжать небольшими отрядами в зону СВО, оказывать помощь на передовой. Вообще, многие кубанские казаки активно ездили в Донбасс еще с 2014 года, где оказывали помощь и представителям народной милиции ЛНР, ДНР. Там у них появились друзья. И, естественно, когда началась спецоперация, первая группа сформировалась по собственной инициативе.
А в конце марта прошлого года Кубанское казачье войско приступило к формированию первого казачьего добровольческого отряда им. атамана З. Чепеги. В него вошли 200 человек, и в конце апреля он убыл в зону СВО.
На данный момент Кубанским казачьим войском сформировано три добровольческих казачьих отряда: первый, о котором я сказал, второй отряд «Кубань» (БАРС-11) и третий отряд специального назначения «Кубань» (БАРС-16).
Кстати, про БАРС-16 сняли фильм «Удержавшие Лиман». Это известная героическая история о том, что, когда даже Вооруженные силы оставляли территории рядом с Красным Лиманом, наши казаки удерживали его в принципе без артиллерийской, огневой поддержки, без самолетов и вертолетов, без ПВО. Соотношение сил было один к пятнадцати или даже один к двадцати. Украинцы даже с помощью бронетехники, танков долгое время не могли взять этот населенный пункт, достаточно крупный.
Сейчас на передовой находится свыше 5,7 тысячи казаков Кубанского казачьего войска. Не только в трех названных отрядах, но и в различных частях Вооруженных сил Российской Федерации. Есть и призванные по частичной мобилизации, и самостоятельно написавшие заявление через военкомат, подписавшие контракты с министерством обороны.
Готовность номер один
– Андрей, перед отправкой на фронт жизненно важна подготовка людей к современным военным условиям, даже если у них есть за плечами служба в Вооруженных силах. Плюс, конечно, боевое слаживание. Как это все осуществляется на практике?
– У первого отряда на слаживание было не так много времени. Несколько недель с ними проводили тренировки различные инструктора с учетом военных специальностей казаков, того, кто кем был в армии – пулеметчиком, водителем, разведчиком.
Сейчас, естественно, этому процессу уделяется большое внимание. Подготовка осуществляется на территории специального учебного центра «Кубань».
– Про этот центр расскажите подробнее.
– Это единственный в стране казачий центр такого уровня, где подготовку казаков-добровольцев ведут специализированные инструктора, которые прошли многие войны, сами являются участниками боевых действий. В том числе инструктора боевого спецназа. В течение месяца ведется инженерная, техническая, разведывательная, боевая, штурмовая подготовка. Также есть серьезный курс по выживанию в различных условиях. Моделируются ситуации, которые могут сложиться на территории специальной военной операции, причем с учетом опыта, который уже получили на СВО казаки. В центре обучают управлению беспилотными летательными аппаратами, внедорожниками.
– Как молодой казак может попасть в этот лагерь?
– С руководством специального учебного центра «Кубань» активно взаимодействуют атаманы районных казачьих обществ Кубанского казачьего войска. Они напрямую обсуждают в том числе и кандидатов, которые приходят в штаб района. То есть в каждом отделе атаман собирает команды людей. Причем это не только молодежь. Приходят добровольцы в возрасте от 20 до 50 лет, которые стремятся защищать свое Отечество, жителей Донбасса.
Списки сначала направляются в учебный центр «Кубань». Затем добровольцы приезжают туда с вещами и необходимыми документами (в том числе и справками о состоянии здоровья – в этом плане отбор ведется очень серьезный). Здесь они проходят собеседование, в том числе и на предмет психологического соответствия. Далее – зачисление. И начинается месяц ежедневных тренировок и занятий, расписанных буквально по часам. Свободного времени на общение и досуг совсем немного.
Патриоты по рождению
– Как вы думаете, что заставило наших казаков первыми пойти на специальную военную операцию?
– Казаки всегда были защитниками Отечества, это было при любой власти, при любом политическом строе. Они всегда участвовали в войнах, проявляли исключительный героизм. Вспомним, например, Кущевскую атаку.
Кубанское казачье войско в год проводит 18 поминовений, посвященных подвигу и памяти наших героических предков, связанных с различными историческими событиями. Есть и поминовение, посвященное казакам, которые в 1990-е годы принимали участие в Приднестровском конфликте.
Боевой дух – это то, что ребенок получает уже в семье. Сейчас в Краснодарском крае уделяется много внимания казачьему воспитанию. А это лучшие патриотические традиции.
Сейчас в Кубанском казачьем войске свыше 160 патриотических клубов, в которых занимается более 10 тысяч казачат от 8 лет и старше. Основной упор – на военно-прикладные дисциплины. спорт, допризывную подготовку. Проводятся различные соревнования на Кубок атамана – в частности по боксу, армейскому рукопашному бою.
И вот с такой отличной подготовкой порядка 600 юных казаков каждый год уходит в ряды Вооруженных сил. Потом от командования воинских частей приходит много приветственных адресов с благодарностью за таких солдат – ответственных, думающих, физически крепких.
Неслучайно и то, что каждый год порядка 25 молодых казаков отправляются на службу в Президентский полк в Москву.
Своих не бросаем
– Кубанское казачье войско регулярно отвозит в больших объемах помощь жителям Донбасса и на фронт. Что сегодня необходимо казакам, которые находятся на передовой?
– Сейчас в каждом районном обществе Кубанского казачьего войска собирают гуманитарную помощь. Есть инициативные группы, которые взаимодействуют с казаками. Подключаются неравнодушные жители Кубани – фермеры, предприниматели. Конечно, участвуют и обычные люди. В том числе и казачата. Кстати, сегодня в Краснодарском крае 82 казачьи школы и 57 детских садов. Ребята изготавливают окопные свечи, пишут письма поддержки участникам СВО. Только в этом году участникам специальной военной операции было отправлено порядка 30 тысяч детских писем. Волонтеры плетут маскировочные сети.
Что касается непосредственно самой гуманитарки, то многие казаки отправляют и адресную помощь своим, например, односельчанам. Это, скажем, частная инициатива.
Ну а Кубанское казачье войско получает из зоны СВО списки того, что необходимо. Надо понимать, что на передовой все достаточно быстро выходит из строя: и форма, и обувь, и техника. Такие там условия. Поэтому, в принципе, на передовой необходимо все. И неравнодушные жители Кубани объединились сейчас, чтобы все сделать для фронта, для победы.
Гуманитарная помощь – это очень большая работа. В зону проведения специальной военной операции с начала СВО казаками было отправлено свыше 2 тысяч тонн гуманитарной помощи.
Первый гуманитарный груз уже через три – четыре дня после начала спецоперации отправили казаки Екатеринодарского отдела Краснодара. За прошедшее время многие уже познакомились, наладили связи, отработали технологии.
Можно привести в пример Армавирскую группу «Стоим за Донбасс», которую возглавляет казак Денис Куренин. Он сам уже совершил свыше 50 поездок в зону проведения специальной военной операции. В группе состоит порядка 800 человек, в том числе жители близлежащих районов, и они закупают все необходимое для отправки в социальные учреждения Донбасса. Это и больницы в Донецке, Горловке, Шахтерске, Мариуполе, дома престарелых, многодетные семьи.
Навеки герои
– В Кубанском казачьем войске ведется большая работа, чтобы увековечить память героев, погибших в СВО…
– К сожалению, действительно на фронте не бывает без потерь. И для нас это огромная боль. Вице-губернатор Краснодарского края, атаман Кубанского казачьего войска Александр Иванович Власов уже принял решение по окончании специальной военной операции в Краснодаре на территории войскового собора Александра Невского установить мемориал в честь павших казаков, героев специальной военной операции. На нем будут увековечены имена всех наших погибших героев. Сейчас рассматриваются разные варианты дизайна мемориала, свои предложения высказывают родственники погибших.
Уже сейчас на территории более чем 80 образовательных учреждений края, в том числе казачьих кадетских корпусов, которых у нас семь в регионе, установлены мемориальные доски в честь казаков, имеются уголки памяти, посвященные погибшим на СВО выпускникам этих школ и кадетских корпусов. Там хранятся их личные вещи, награды.
Участники СВО бывают в образовательных учреждениях, ведут работу по патриотическому воспитанию. Они рассказывают молодежи, для чего нужна спецоперация.
Все атаманы районов казачьих обществ взаимодействуют с семьями погибших, оказывают им социальную, бытовую, в том числе финансовую, помощь. Это могут быть совершенно разные вопросы: кому-то надо крышу перекрыть, вспахать огород, продукты привезти, ребенка к школе подготовить. Тем, кто остался без мужа, без сына, часто бывает самим с этим не справиться.
Войсковой атаман Александр Иванович Власов также проводит встречи с родственниками погибших. Он держит все волнующие их вопросы на личном контроле, переписывается с ними в специальных группах. К этой работе присоединился и Следственный комитет Краснодарского края, особенно в части юридической помощи.
Русские в России
– Андрей, а вы сами бывали на передовой?
– Да, и не единожды. В этом году мы с Александром Ивановичем Власовым регулярно выезжаем в наши добровольческие отряды. Во многих населенных пунктах Донецкой и Луганской республик ориентируемся практически как дома.
Бываем и на линии боевого соприкосновения. Опасно это не опасно – об этом там совершенно не думаешь.
Александр Иванович там лично общается с командирами, с казаками, многих из которых он отлично знает.
Когда местные жители видят вооруженных людей с российскими шевронами, говорят: «Мальчики, желаем удачи, возвращайтесь живыми». Дети выходят навстречу и здороваются.
Новые территории, конечно, сильно пострадали от нацистов, но сейчас идет восстановление. В Мариуполе целые новые микрорайоны строятся – здесь заняты строители со всей страны, в том числе и из Краснодарского края. Есть и казаки.
В одну из крайних поездок у нас была небольшая остановка в городе Краснодоне, за Луганском. Я разговорился с местными жителями: «Скажите, как вам эти преобразования». Например, молодые люди, лет по 25, говорят так: «Мы при Украине много лет прожили, детство все прошло, юность началась. И вот только за полтора года после референдума Россия сделала для нашего города гораздо больше, чем украинцы за десятилетия». Это русские люди, которые волей судьбы в 1990-е годы в результате геополитической катастрофы осталась, к сожалению, за пределами своей страны. Но теперь это русские люди, которые живут в России. Дай Бог, чем быстрее наши войска отодвинут противника, тем быстрее там нормализуется жизнь, войдет в мирное русло.